Морозов Александр Гавриилович (moralg) wrote,
Морозов Александр Гавриилович
moralg

О природе темных веков...

Оригинал взят у don_beaver в Тысячелетняя культурологическая катастрофа
Тысячелетняя культурологическая катастрофа: способны ли мы извлечь из неё урок?

Посмотрите внимательно на этот график, который построен по таблице из книги всемирного известного социолога Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1957). Я считаю его самым важным графиком, характеризующим историю человеческой цивилизации. Он показывает тысячелетнюю культурную катастрофу, которая случилась с человечеством и затормозила его развитие сильнее любой чумы или татаро-монгольского нашествия.


По горизонтали отложены века. Отрицательные цифры – века до нашей эры. Положительные – наша эра, до 19 века включительно. Синие квадраты показывают число изобретений и открытий, сделанных в данном веке. Информация для графика была собрана одним кропотливым немцем в 1908 году, который никакого отношения к дальнейшим выводам не имеет. Синий график - логарифмический: если по вертикали отложено значение 1, это означает, что в данном веке было сделано 10 открытий, если 2 – то 100 открытий. Первые открытия и изобретения были зафиксированы в 8-7 веках до нашей эры. Потом число открытий выросло до примерно четырёх десятков и оставалось на таком уровне 800 лет. 2 век – последний век этого периода, именно в 2-м веке Птолемей создал свой Альмагест. Потом число изобретений и открытий падает всего лишь до четырёх в период с 5-го по 8-й век. То есть научно-техническое развитие человечества резко – в 10 раз! – замедляется. В 9-12 веке число открытий растет, но очень медленно – от 6 до 12. Лишь в 13 веке число открытий и изобретений достигает 53, то есть достигает уровня Древней Греции и Рима.
Что за культурная катастрофа случилась с человечеством в 5-13 веках?
14 век показывает медленный рост – 65, а 15 век вдвое разгоняет прогресс - до 127, и далее пошло со стремительным ускорением: 16 век – 429, 17 век – 691, 18-ый – 1578, 19-ый век – 8527 открытий и изобретений.
Теперь обсудим второй график по данным Сорокина – сиреневый и штрихованный. Это график влияния эмпиризма в общем умонастроении общества в данном веке. Эмпиризм – это «истина чувств», это стремление извлекать знание из чувств, из практики, из опыта. Если истину пытаются извлечь из святых текстов или из попыток мысленного постижения мира или божьего промысла – то это уже не эмпиризм. Методология построения графика основана на тщательном анализе тысяч трудов мыслителей разных веков и опять-таки эти данные были получены совершенно независимо от графика научно-технических свершений.
Сиреневый график эмпиризма – линейный. Доля эмпиризма в общем умонастроении была получена в процентах. Если возьмёте число по вертикальной оси и умножите его на 10, то получите этот процент. То есть в Древней Греции и Риме эмпиризм поддерживался 15- 25% мыслителей. С 6 по 10 век таких мыслителей практически не было. И только в 11 веке люди снова заговорили о том, что истину можно добывать из опыта, а не из чтения и толкования святых текстов. Далее рост эмпиризма и количества научно-технических достижений становится дружным и совместным.
Причину провала научно-технического развития человечества с 5 по 13 век верующий человек и очень сведущий в истории социолог Сорокин видит в исчезновении эмпиризма из культуры человечества. Попросту говоря, это означает повсеместное распространение религии, причем очень агрессивной ко всем инакомыслящим.
Что такое первый «провальный» век – пятый век нашей эры? Это первый век без Александрийского мусейона – крупнейшего научного учреждения античного мира. Там была библиотека, обсерватории, университет. Туда приезжали учиться множество великих ученых Греции и Рима. Высокая математическая культура, изящные эксперименты – чего стоит только измерение Эрастофеном радиуса Земли с помощью анализа теней в глубоких колодцах Асуана.
Христианская церковь, получив от императора Рима Константина в 4 веке мандат на полновластие, быстро реализовала его, разрушив Мусейон в 391 году, а в 410 году убив последнего яркого представителя александрийских учёных – Гипатию. Последний её ученик был также зарезан два года спустя, остальные учёные попросту сбежали от террора и крупнейший центр науки Древнего мира перестал существовать. Вот вам и начало первого «пустого» века.
Церковь безраздельно правила Европой тысячу лет, задавив все ростки свободомыслия и науки. Это не слова, это факты – ещё раз посмотрите на график числа открытий, который доказывает тяжелейшую культурную катастрофу, которая разразилась в Европе, начиная с 4-5 века.
Эта катастрофа видна и по многим другим фактам. Если грамотность была обычной среди свободных горожан греческих и римских полисов, то этот странный культурный обычай был прочно позабыт в те «пустые века», которые называют ещё «тёмными веками». Император Карл Великий (747-814) был неграмотен, как и его графы!
После 11 века начался рост эмпиризма (который можно назвать «здравым смыслом») и – как следствие – научно-технический прогресс. Обратите внимание на то, что эмпиризм, достигнув в 14 веке высоких 17%, снова падает до 7% в 15 веке и до 14% в 16 веке? Что это? Видимо, это действие включившегося репрессивного механизма инквизиции, которым церковь пыталась затормозить начавшееся брожение умов. Конечно, это ударило в первую очередь по свободе мыслевыражения, но и рост числа открытий после 16 века тоже имеет признаки замедленного роста.
Только с 18 века церковь ослабела: преследовала, но не жгла. Наука получила сравнительную свободу, и мы видим фантастический прогресс в количестве открытий и изобретений.
А если бы не было влияния церковной абсолютной монархии? Представьте, что нет этого провала 5-13 веков и современный научно–технический рост начинается на 800 лет раньше? Я думаю, мы давно бы летали на Марс...
Если вы полагаете, что деятельность инквизиции – это, в основном, знаменитые процессы над Галилеем и Бруно, то вы ошибаетесь.
Хотите получить представление о масштабах и характере обычных действий инквизиции в средние века? Вот двадцать девять протоколов инквизиции только одного германского города Вюрцбурга, опубликованные в книге «Рассказы о колдовстве и магии» (1852) Томаса Райта, член-корреспондента Национального Института Франции. Это начало 17 века – как раз во времена знаменитого судилища над Галилеем. Многим безымянным жертвам инквизиции не отвели в протоколах даже отдельной строчки. «Чужие» – это лютеране.

В первом сожжении – четыре человека.
Вдова старого Анкера.
Жена Либлера.
Жена Гутбродта.
Жена Хекера.

Во втором сожжении – четыре человека.
Две чужие женщины (имена неизвестны).
Старая жена Бевтлера.

В третьем сожжении – пять человек.
Тунгерслебер, менестрель.
Четыре жены горожан.

В четвертом сожжении – пять человек.
Чужой мужчина.

В пятом сожжении – девять человек.
Лутц, знаменитый лавочник.
Жена сенатора Баунаха.

В шестом сожжении – шесть человек.
Жена толстого портного.
Чужой мужчина.
Чужая женщина.

В седьмом сожжении – семь человек.
Двенадцатилетняя чужая девочка.
Чужой мужчина, чужая женщина.
Чужой управляющий (Шултхейсс).
Три чужие женщины.

В восьмом сожжении – семь человек.
Сенатор Баунах, самый толстый горожанин Вюрцбурга.
Чужой мужчина.
Две чужие женщины.

В девятом сожжении – пять человек.
Чужой мужчина.
Мать и дочь.

В десятом сожжении – три человека.
Штейнахер, очень богатый человек.
Чужой мужчина, чужая женщина.

В одиннадцатом сожжении – четыре человека.
Двое мужчин и две женщины.

В двенадцатом сожжении – два человека.
Две чужие женщины.

В тринадцатом сожжении – четыре человека.
Маленькая девочка лет девяти или десяти.
Девочка моложе ее – ее маленькая сестра.

В четырнадцатом сожжении – два человека.
Мать вышеупомянутых двух маленьких девочек.
Девушка двадцати четырех лет.

В пятнадцатом сожжении – два человека.
Мальчик двенадцати лет, в первом классе.
Женщина.

В шестнадцатом сожжении – шесть человек.
Мальчик лет десяти.

В семнадцатом сожжении – четыре человека.
Мальчик лет одиннадцати.
Мать и дочь.

В восемнадцатом сожжении – шесть человек.
Два мальчика в двенадцатилетнем возрасте.
Дочь д-ра Юнге.
Девушка лет пятнадцати.
Чужая женщина.

В девятнадцатом сожжении – шесть человек.
Десятилетний мальчик.
Еще мальчик в двенадцать лет.

В двадцатом сожжении – шесть человек.
Дитя Гебела, самая красивая девушка в Вюрцбурге.
Два мальчика, каждому по двенадцать лет.
Маленькая дочь Степпера.

В двадцать первом сожжении – шесть человек.
Мальчик четырнадцати лет.
Маленький сын сенатора Штолценбергера.
Два питомца школы.

В двадцать втором сожжении – шесть человек.
Штурман, богатый бондарь.
Чужой мальчик.

В двадцать третьем сожжении – девять человек.
Мальчик Давида Кротенса девяти лет.
Два сына княжеского повара, одному четырнадцать,
другому десять лет

В двадцать четвертом сожжении – семь человек.
Два мальчика в больнице.
Богатый бондарь.

В двадцать пятом сожжении – шесть человек.
Чужой мальчик.

В двадцать шестом сожжении – семь человек.
Вейденбуш, сенатор.
Маленькая дочь Валкенбергера.
Маленький сын пристава городского совета.

В двадцать седьмом сожжении – семь человек.
Чужой мальчик.
Чужая женщина.
Еще мальчик.

В двадцать восьмом сожжении – шесть человек.
Младенец, дочь д-ра Шютца.
Слепая девушка.

В двадцать девятом сожжении – семь человек.
Толстая благородная дама (Эдельфрау).
Доктор богословия.

ИТОГО:
«Чужих» мужчин и женщин, т. е. протестантов 28
Горожан, по-видимому, состоятельных людей 100
Мальчиков, девочек и малых детей 34
В течение девятнадцати месяцев 162

Откуда такая жестокость? От жадности. Инквизиция была не только инструментом контроля над инакомыслием. Церковь радостно забирала себе имущество осуждённых и одновременно богатела на продаже индульгенции тем, кто был ещё не попал под суд, но уже был до смерти запуган инквизиционными кострами. Профессор Драйпер, который, в отличие от диакона Кураева, не сомневается в конфликте между религией и наукой, в книге, которая так и называется: «История конфликта между религией и наукой» (1874) пишет: «Семьи осужденных подвергались полному разорению. Ллоренте, историк инквизиции, подсчитал, что Торквемада и его приспешники в течение восемнадцати лет сожгли на костре 10220 человек; изображений человеческих сожжено 6819; наказано иными способами 97321 человек. Папское правительство получило большие суммы денег путем продажи богатым разрешений, освобождающих их от посягательств инквизиции».

Когда вы будете слушать (а вы их непременно услышите и ещё не раз!) сладкие сказки нынешних святых отцов о том, как церковь создала науку и как она оказалась в средние века наследником принципов гуманизма, вспоминайте этот сорокинский график тысячелетней культурной катастрофы и этот обыденный и провинциальный, нацарапанный ленивым зевающим монахом, инквизиционный список из 162 сожженных горожан, среди которых было 27 девочек от 7 до 10 лет, безымянная слепая девушка и Гебела, самое красивое дитя Вюрцбурга.

Tags: История, Культура, Наука
promo mono_polist 16:58, yesterday 9
Buy for 30 tokens
20 июля в Краснодаре прошла презентация нового мобильного оператора TTK Mobile. На этой неделе продукт запущен в опытно-коммерческую эксплуатацию. Сейчас оператор предлагает вполне выгодный тариф: 6 Гб 1500 минут безлимитные смс нет скрытых платежей переход с сохранением номера в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 24 comments