Морозов Александр Гавриилович (moralg) wrote,
Морозов Александр Гавриилович
moralg

На Переломе. 5. Вползание в предреформенную суету.

      Продолжаю выкладывать главы своей книжки "На Переломе".

                                                                 Старт российских реформ и "Малого совета".

    Новая работа оказалась весьма напряженной и, кроме того, требовала большого числа контактов с людьми по чрезвычайно широкому кругу проблем. Постепенно осваивался. А вал новых и, в большинстве своем, весьма расплывчатых по смыслу российских нормативных актов нарастал. Их нужно было как то конкретизировать и применять.

      Разумеется, большая часть работы в этом плане легла на облисполком и непосредственно на Шабунина. Особым его коньком были вопросы земельной реформы в плане фермеризации агросектора. В результате в 1992-93 гг. наша область стала лидером в России по количеству реально работающих фермерских хозяйств.

      Но и на ВОС легло много работы. Большую помощь в этом деле мне оказали привлеченные из ВолГУ юристы-цивилисты Татьяна Медведева и Наталья Лисименко. Много времени отнимали командировки. В основном – в Москву. Но и приличное количество – по городам и весям области. Котляров буквально через два месяца подал в отставку и мне пришлось подыскивать заместителя.

      Свято место пусто не бывает и им по рекомендации Шабунина стал Александр Дильман, до этого работавший главой администрации Котовского района (в конце 93-го он возглавил областное казначейство, позднее – казначейство Московской области). Заметно позднее заместителями стали Александр Пономарев (бюджетно-экономический сектор) и Виктор Беспалов (социальный сектор), а Дильман перешел в статус первого заместителя.

      После ГКЧП многим стало ясно, что судьба Союза предрешена. Начали набирать силу преобразования в системе управления Россией и поначалу довольно сумбурные реформы. В частности, тогда же начали формироваться областные налоговые органы, комитеты по управлению имуществом, земельные и антимонопольные органы. Руководство которыми возлагалось как на профессиональных чиновников, так и на депутатов-неофитов. В числе последних первыми стали работать в органах исполнительной власти Юрий Медведев (комитет по управлению имуществом) и Павел Мироненко (антимонопольный орган).

      Буквально через месяц после моего избрания вышел закон, предписывающий создание 2-этажной структуры областных советов. Предстояло избрать на сессии ВОС регулярно работающий Малый совет с числом депутатов не более 50. На первой же после этого сессии удалось избрать в МС около 30 депутатов и затем на каждой сессии ВОС в него добавлялось еще по нескольку.

      Недостаток упомянутого закона состоял в том, что все члены МС должны были избираться на сессии облсовета большинством голосов. В результате вне МС оказалось немало председателей комиссий облсовета. Которые были вынуждены принимать участие в заседаниях МС без права решающего голоса (всего комиссий было 16). Фактически МС вместе с выработанным им стилем работы стали прообразом будущей областной думы.

      Запомнился первый для меня сбор председателей региональных советов в середине декабря 1991 года. Перед ним Шабунин попросил меня "выбить" из правительства должок федерального бюджета перед областным примерно в 350 миллионов советских рублей. Вручив соответствующее письмо на имя Гайдара. И проинструктировав о типичных методах решения таких вопросов.

      Задача была решена гораздо проще. Сразу после выступления Гайдара перед нашим "кагалом" я подошел к нему и на обычном человеческом языке изложил суть просьбы. За полминуты. Он при мне наложил на письмо резолюцию и забрал его с собой. И за день до нового 92-го года деньги в область пришли. Чему Шабунин весьма удивился.

      Почему – я понял примерно через год. Когда мы вместе посетили тогдашнего министра финансов Василия Барчука. Довольно долгий, обстоятельный и весьма взаимно уважительный разговор двух опытных чиновников в конечном счете кончился ничем. До сих пор подозреваю, что причина моего успеха у Гайдара состоит в нашей одинаково чиновничьей неопытности.

      В середине декабря вышло постановление правительства, в котором были указаны максимально допустимые коэффициенты роста цен на продукты питания с 1 января 1992 года. На мой взгляд это постановление – один из самых больших проколов правительства Гайдара. Ибо все коэффициенты в нем лежали в интервале 5–15. В то время как в конце декабря цены, по которым можно было купить относительно свободно эти же продукты, не превышали государственные более чем в 2-4 раза.

      Тем самым, декретивно были указаны: ориентир скачка цен, темпы сверхинфляции и масштабы последующего ограбления народа. Шоковая терапия, подобная польской, была, по-видимому, необходима. Но ее масштабы были искусственно завышены в разы.

      Практически одновременно Горбачев ушел в отставку с поста президента СССР и Советский Союз развалился окончательно и бесповоротно. В истории России начался новый период.

Tags: На Переломе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Чем могу быть полезен?

    Еще Козьма Прутков говаривал: Специалист подобен флюсу, полнота его одностороння. К середине 1980-х я тоже стал подобен флюсу, что было…

  • Чудесный снимок!

    Северное сияние в Норвегии. Взято отсюда.

  • Что может ждать Украину?

    Хороший макроанализ экономических и социально-политических процессов на Украине в последние годы от a_nalgin на базе западных…

promo moralg november 26, 20:00 25
Buy for 20 tokens
Люди, достигающие высот власти, обладают качествами, заметно отличающими их от большинства остальных. О моральных качествах говорить не будем - они формируются воспитанием. Биологические же, обусловленные спецификой их генома, остаются в тумане. Поскольку генетики соответствующих задач перед собой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment