Поэтому как соавтор конституции России (участник конституционного совещания 1993 года) считаю своим долгом обратить внимание на те статьи конституции, которые напрямую не затрагивают интересы высших кулуаров власти, но одновременно вредят развитию России в стратегической перспективе. И внести предложения, нейтрализующие их вред. Эти предложения касаются всего лишь двух, на мой взгляд, главных проблем.
[ Две главные проблемы...]
1. Вопросы международного права. В первую очередь это касается неоднократно упоминаемого в Конституции "международного права". Опыт последних лет показал, что так называемое "международное право" является фактически синонимом права сильнейшего государства навязывать другим государствам выгодных сильнейшему правил игры. Ясно, что утверждения о подчиненности России такому праву должно быть удалено из Конституции. А заодно должно быть удалено и упоминание о неизвестно кем "общепризнанных принципах". Конкретно это касается четырех статей Конституции:
1.1. Статья 15.4. Удалить полностью (Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.).
1.2. Статья 17.1. Удалить зачеркнутое (В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина
1.3. Статья 63.1. Удалить зачеркнутое (Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства
1.4. Статья 69. Удалить зачеркнутое (Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов
К сожалению, все упомянутые выше нормы Конституции (кроме статьи 69), в которые включены слова об "общепризнанных принципах" и "международном праве", входят в главы 1 и 2. Которые могут быть изменены либо специально созываемым "Конституционным Собранием" (как минимум), либо всенародным референдумом (как максимум). Но не Госдумой и Советом Федерации. Возможно, это и к лучшему даже с точки зрения верховной власти.
2. Способ формирования Государственной Думы. Порядок избрания депутатов ГД в Конституции никак не оговорен (статья 96). Почти каждая очередная ГД формировалась по новым правилам, сочиняемым из соображений текущей политической ситуации. Пора прекратить это постоянное изменение правил игры. И прописать в Конституции избрание Государственной Думы исключительно по мажоритарной системе. Ибо депутаты, попавшие в ГД по пропорциональной системе не избираются народом, а назначаются партийным начальством. И подчиняются не воле избирателей, а только приказам партийного начальства. По определению.
Хотите поспорить - спорьте. Хотите добавить - добавляйте. Но учтите, что политика - это искусство возможного.
Journal information