
Придумщики темной материи и темной энергии были прекрасными финансовыми тактиками и стратегами. Обосную. Темная энергия по определению не может состоять из чего-то материального. Поэтому попыток ее прямого обнаружения реально не делалось, но косвенное ее открытие было придумано. За что последовала награда в виде нобелевской премии. Тактика сработала.
Темную же материю по определению надо искать в форме неких частиц. А это уже заведомо стратегическая задача. И на ее решение ушел уже не один десяток лет. Пока безрезультатно. Но физикам тоже кушать надо. И они продолжают искать. Придумывая разные теории и экспериментально отвергая ВИМПы, аксионы и прочих единорогов.
Но и среди таких физиков нашлись не понимающие смысл стратегичности прямого поиска частиц ТМ. Не понимающие подобно Шуре Балаганову стратегических замыслов Остапа Бендера. И желающих схавать себе нобелевку на переводе проблемы в разряд тактических. Они задумали...
Они задумали не пытаться напрямую поймать частицы ТМ, а искать отклик обычной материи на нечто, что будет ими объявлено как результат взаимодействия ТМ с обычной материей. Как тактическая такая постановка задачи прекрасна. И в случае их успеха в работе с общественным мнением нобелевку они получат. Но в стратегическом плане они лишат не одно поколение физиков хлеба насущного.
Что им понадобится для решения этой задачи? В частности, сверхчистейшей воды весьма крупные алмазы. Разумеется, искусственные. Ибо в природе таких нет. Тогда неважно какого типа частица ТМ, врезаясь в любое из ядер углерода кристаллической решетки алмаза, сместит его, а через взаимодействие с соседними ядрами и их тоже. И по кристаллической решетке алмаза побегут фононы (в переводе с физического на русский - звуковые волны). Которые и будут (если будут) обнаружены их приборами.
Разумеется, это только один из вариантов тактического решения проблемы ТМ. Остальные кратко и с графиками обрисованы в указанной абзацем выше ссылке. Но все они переводят стратегический замысел в тактического рода проблему.
Когда же мы услышим звон алмазных бокалов на церемонии вручения нобелевской премии за открытие темной материи? Надеюсь, что никогда.
Journal information