А в России...
А в России до начала 2000-х было практически так же - НПФ и УК работали в связке под надзором регулятора (Федеральной инспекции НПФ при Минтруда). НПФ тратили на все свое функционирование не более общепринятых в мире 15% нарабатываемого на пенсионных деньгах дохода. Но после передачи функций регулятора ФСФР в 2004 году, а затем и Банку России в 2013 году цунами законов и бюрократического произвола регулятора затраты НПФ на свое функционирование начали непрерывно расти.
Главным генератором роста затрат НПФ стало требование регулярной и все более детальной отчетности НПФ перед регулятором. С постоянно изменяемой приказами регулятора начинкой. Что заставило НПФ постоянно увеличивать штат занятых формированием этой отчетности работников.
Разумеется, немалые затраты НПФ несут на оплату работы аудиторских фирм, актуариев (расчетчиков соответствия активов и обязательств НПФ), обязательных оценщиков имущества. Но подобные затраты, правда в заметно меньших объемах, есть и у зарубежных НПФ.
Принципиально новым изобретением ФСФР стало введение в практику специализированных депозитариев, которым регулятор поручил не только контролировать за счет НПФ все сделки самого НПФ и УК с пенсионными деньгами, но и либо санкционировать, либо запрещать их. Это стало абсолютно новым словом в мировой практике.
В конце нулевых годов ФСФР пролоббировал введение в КоАП наложение своими приказами штрафов на НПФ в размере от полумиллиона до миллиона рублей за малейшие огрехи в отчетности НПФ ему, как регулятору. И с удовольствием этим пользовался. И даже планировал годовой объем собираемых таким способом штрафов. Разумеется, это не могло не сказаться на доходах, начисляемых на пенсионные счета.
Но всех превзошел ЦБ, ставший в сентябре 2013 года регулятором рынка. Он решил перевести НПФ из статуса некоммерческих организаций, учредители которых не имели права на доход от работы НПФ, в статус коммерческих акционерных обществ. Этот подход тоже не имеет аналогов в мировой практике. И вот финал этой задумки - НПФ Сбербанка в этом году выплатит дивиденды своему единственному акционеру в размере 6,3 миллиарда рублей. А по совокупности все НПФ - несколько десятков миллиардов.
Слава Набиуллиной и Грефу! И большой кукиш российским пенсионерам!
Journal information