Назначение Путина премьером в августе 1999-го было, скорее всего, спровоцировано походом банд Басаева и Хаттаба в Дагестан. Но то, что Путин станет преемником Ельцина, стало ясно уже в день его назначения премьером непосредственно из уст Ельцина. Завершение операции по изгнанию Басаева и Хаттаба из Дагестана ознаменовалось взрывами жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске. В которых погибло более 300 человек. Что послужило естественным поводом для перерастания операции в Дагестане во вторую чеченскую войну. В значительной мере законченную вытеснением остатков соединений боевиков в горы к моменту избрания Путина президентом России в марте 2000-го.
Этими операциями Путин показал себя бескомпромиссным противником сепаратизма в России. Но таковым можно быть в двух ипостасях - либо сторонником федеративного государства, либо унитарного. Первым и несколько туманным намеком на то, что Путин является сторонником унитарной России, явилось учреждение сразу после его первой инаугурации в мае 2000-го федеральных округов. Территориальных структур, не предусмотренных Конституцией России.
Затем была продолжена начатая еще осенью 1999 года далеко не простая политическая работа, результатом которой стало объединение в декабре 2001 года избирательных блоков "Единство" (председатель Шойгу) и "Отечество - Вся Россия" (сопредседатели Лужков и Примаков) в партию "Единая Россия". Этим аккордом был уничтожен естественный механизм развития федеративной России. После этого отмена губернаторских выборов в 2004-м вслед за Бесланским терактом уже ни у кого сопротивления не вызвала.
Почему я так думаю? Дело в том, что основные противоречия в постсоветской России в отличие от многих буржуазных государств лежат не в плоскости противостояния труда и капитала или неких крупных бизнес-кланов, а в противоборстве унитарной и федералистской концепций. И если бы объединения "Единства" и ОВР не состоялось, то возникла бы устойчивая в основном двухпартийная система - партии федеральной бюрократии и партии региональных бюрократий. С оттеснением на периферию политической арены ныне действующих опереточных партий КПРФ, ЛДПР и СР. Не считая остальной мелочи, играющей роль зрителей. В результате Государственная дума превратилась в бездумный принтер, полностью подчиненный АП.
После объединения "Единства" и ОВР до нейтрализации политической жизни в регионах оставался только один шаг. Повод для него возник уже в начале второго президентского срока Путина. Им стал Бесланский теракт, в котором погибло более 300 человек. Сразу после него были отменены выборы губернаторов регионов, Совет Федерации стал формироваться в недрах АП из федеральных чиновников и Россия окончательно превратилась в унитарное государство.
В итоге уже в самом начале второго президентского срока Путина третья глава Конституции России "Федеративное устройство" фактически прекратила действовать. Федерация, и без того неполноценная (ни в одном регионе нет третьей ветви власти - судебной) и кособокая (регионы с разными статусами) приказала долго жить.
Вполне можно считать, что в 1994-99 годах в политической жизни России не только весьма расплывчатая буква, но и дух принятой в декабре 1993 года Конституции в основном соблюдались. И этот период можно называть первой республикой. Действия Путина в 2000-04 годах можно назвать переходным этапом. А период с сентября 2004 вплоть до начала третьего президентского срока Путина в мае 2012-го вполне можно считать второй республикой. Не считать же существенным изменением Конституции полуторакратное удлинение президентского срока, содеянное при президенте Медведеве в конце 2008 года!
В одном псто все панегирики к юбилею всевластвования Путина уместить невозможно. Поэтому его деяния начиная с мая 2012 года обсудим в следующий раз.
Journal information