В период его губернаторства ВРП области падал, но на 2-3 % каждый год в среднем медленнее, чем ВВП России. Его команда особыми талантами не блистала, но была вполне профессиональной. Сам он мыслил достаточно стратегически. Единственный за постсоветский период инфраструктурный проект - мост через Волгу, был задуман и начат им. Проект освоения нефтяных месторождение Заволжья в рамках СРП с французами ему реализовать не удалось. Из-за позиции федеральных властей.
Он с блеском выиграл выборы в Совет Федерации в декабре 93-го и проиграл губернаторские Николаю Максюте в декабре 96-го. Основных причин его проигрыша, на мой взгляд, две. Во-первых, последние три года своего губернаторства он почти перестал ездить по области и встречаться с людьми. Постепенно теряя связь с реальностью. Во-вторых, он слишком доверился своей команде в организации выборов.
Вторым нашим губернатором стал Николай Максюта. Он "правил" областью 13 лет, избираясь на выборах еще дважды. К губернаторству его привели членство в КПРФ, глубокий социально-экономический кризис в России и "пламенная" Алевтина Апарина. Заслуги последней преуменьшить невозможно. Политику областных администрации и думы почти весь этот период определяла в основном она. И политическая грядка области от всех "сорняков" с ее точки зрения была в основном избавлена. Максюта, будучи довольно добрым и недостаточно волевым управленцем играл роль доброго короля. А Апарина - роль все определяющего серого кардинала.
В период губернаторства Максюты ВРП области рос, но, как минимум, на 1,5-2 % каждый год медленнее, чем ВВП России. Никакой внятной экономической политики его администрация не вела. По совокупности все это привело к серьезной деградации экономики и социальной сферы нашей области. И уходу достаточно серьезных налогоплательщиков из области.
Число чиновников АВО и аппарата облдумы в эпоху Максюты выросли почти впятеро. А затраты на их содержание от 2-2,5 % областного бюджета при Шабунине до почти 10 %. В последнюю треть этой эпохи вертикаль власти добралась и до областной думы. Заменив в ней большинство от КПРФ большинством от ЕР. Частично - за счет перебежчиков из КПРФ.
Третьим нашим губернатором стал Анатолий Бровко. Человек из "президентской сотни". Довольно серая личность. Не имеющая высшего профессионального образования (управленец - не профессия). И никогда не участвовавшая в выборах. То есть, не имевшая даже начального политического опыта. Период его правления отмечен рядом бессмысленно-экстравагантных шагов. Начиная от мегапроекта национального центра "Победа" до передачи областному суду совсем не приспособленного для него здания культурного центра (бывшего ДПП). Не говоря уж о разрушении структуры городской власти в Волгограде.
Какой-либо осмысленной социально-экономической политики Бровко вообще не вел. Дороги не ремонтировал. А команду своей администрации сформировал в значительной степени из столичной публики. Чего только стоит скандально известный политтехнолог Матвейчев! В результате он не получил даже минимальной поддержки в рядах чиновничьей элиты нашей области. Но все это, с точки зрения Москвы, не грех. Реальный грех он совершил в декабре 2011-го. Собрав в пользу ЕР на думских выборах ничтожно малое число голосов. Это и определило его судьбу.
Четвертым нашим губернатором стал Сергей Боженов. Дважды избиравшийся мэром Астрахани. И наработавший на этом достаточный политический опыт. Но не только за это его назначили нашим губернатором. А за талант использования административного ресурса в избирательных кампаниях. Свою первую задачу он блистательно выполнил. Показав, что в нашей области Путин вдвое популярнее ЕР. Тогда как во всей остальной России - только на треть.
Выборы пройдены. Настала пора собирать команду и править областью. Намерения использовать местную элиту в управленческой команде были объявлены им еще до выборов. И даже сделан публичный намек - во временные вице-губернаторы был взят сильнейший из глав сельских районов - Олег Керсанов.
Но ... К концу марта становится ясно, что костяк правительства Боженова составят чуждые нашей области люди. В принципе, приглашение 2-3 основных замов может выглядеть естественным - управделами, ключевого зама и, возможно, финансиста. Но зачем к нам завозить из Астрахани "министров" здравоохранения, печати и информации, спорта и туризма, транспорта и дорожного хозяйства, по делам молодежи и других? Вся эта публика не меньше года будет поверхностно знакомиться с делами и людьми. И каждую неделю дня на три ездить к семьям в служебные командировки.
Возможно, логика в действиях Боженова есть. Но заведомо не управленческая. А, скорее всего, логика князя, пришедшего со своей дружиной править соседним, волею судеб ставшим бесхозным, княжеством. Возможно, и результатов такого княжения следует ждать соответствующих. Не так ли, господа и товарищи?
UPD: Вторая ветвь дискуссии по этому посту здесь.
Journal information