Морозов Александр Гавриилович (moralg) wrote,
Морозов Александр Гавриилович
moralg

Проектирование пенсионного хаоса.

      В четверг на прошлой неделе в Газета.ру появилась информация о разработанной в правительстве новой модели пенсионной системы России. Схему которой можно увидеть на этой картинке:

        На следующий день премьер Медведев провел закрытое совещание по этой проблеме, а в понедельник ʺЪʺ опубликовал заметку о нем. На основании этих двух и ряда других публикаций и предшествующих им сигналов из коридоров власти позволю себе расшифровать реформаторские замыслы правительства. Кратко описав сначала действующую систему.



     1. Действующая пенсионная система (ПС). Основной финансовый источник действующей ПС - страховые платежи работодателей за каждого из работников по тарифу в 22 % белой зарплаты работника (можно называть это пенсионным налогом). Из которых для рожденных после 1966 года 6 % идет в накопительную часть трудовой пенсии (НЧТП), 10 % - в страховую и 6 % - в общий котел ПФР. А для рожденных до 1967 года 16 % - в страховую и 6 % в общий котел. Отмечу также, что общий котел был введен только с 2009 года, а до этого направляемые теперь в него 6 % шли в страховую часть индивидуального страхового счета гражданина.
     Таким образом, действующая ПС является смесью страховой, распределительной (общий котел) и накопительной систем. Но поступающих в ПФР 22 % белых зарплат после проведенной в 2009 году валоризации пенсий уже не хватает. Поэтому федеральный бюджет добавляет в казну ПФР не менее триллиона рублей в год.
      Коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) составляет у нас около 30 %. Средний возраст выхода на трудовую пенсию с учетом льготников и северян - 57 лет для мужчин и 53 года для женщин. Среднее время дожития в пенсионном возрасте - немногим более 19 лет (чуть больше 14 лет для мужчин и около 25 лет для женщин). Стажевое требование для назначения пенсии - не менее 5 лет.
       2. Основные проблемы российской ПС. Их две. Во-первых, еще примерно 10 лет на пенсию будут выходить рожденные в период длившегося с конца 40-х до конца 60-х послевоенного ʺбэби-бумаʺ. А в трудовой возраст будут входить рожденные в период демографической ямы конца 80-х - начала нулевых. То есть число пенсионеров будет расти, а число облагаемых пенсионным налогом работающих – уменьшаться. И поскольку наша ПС построена по принципу солидарности поколений (пенсии выплачиваются за счет налогов с работающих), то коэффициент замещения будет снижаться с нынешних 30 % еще не менее 10 лет. Во внешнем же мире принято не допускать снижения коэффициента замещения ниже 40 % (рекомендация МОТ).
      Во-вторых, не менее 40 % доходов населения России являются теневыми, с которых в ПФР не поступают страховые платежи. Но получающим такие доходы гражданам назначать и платить пенсии все равно придется. Несмотря на отсутствие соответствующего источника средств. Скорее всего именно по этой причине начиная с 2009 года от страховой части пенсионного налога отщипнули 6 % в общий котел. Из средств которого и назначают теперь минимальные пенсии работникам теневиков и многие годы не работающим гражданам.
       3. Озвученный вариант реформы. Итак, нынешние пенсионеры России получают страховую пенсию, подправленную валоризацией 2009 года. К ней лишь через 10 лет реально прибавится накопительная часть. А подготовленная в недрах правительства реформа предусматривает переход к системе, в которой размер пенсии будет вычисляться как произведение трех сомножителей. Первый из которых "коэффициент личного участия" определяется суммарным объемом перечисленных работодателем в ПФР страховых платежей за работника. Второй – "коэффициент стажа". Третий – средняя по стране "стоимость страхового года". В явном виде упоминания о накопительной части трудовой пенсии в опубликованном варианте реформы не прозвучало.

      Отсюда видно, что:
      а) Страховой элемент в пенсии сохраняется под названием "коэффициент личного участия". Но чему будет равен этот коэффициент остается неясным. Если бы он равнялся страховой части индивидуального счета в ПФР деленной на период дожития, то ничего бы не изменилось. Но новый термин означает, скорее всего, введение свободного параметра, варьируя который можно будет заметно изменять размер назначаемой пенсии. Оставляя в публичном пространстве заведомо справедливый страховой принцип. Не исключено, что введение такого свободного параметра и есть одна из целей затеваемой реформы. Но этот подход - уже существенное изменение правил игры.
      б) Появляется "коэффициент стажа". В рамках которого планируется существенно увеличить минимально необходимый для назначения пенсии трудовой стаж с нынешних 5 лет. Идея кажется вполне нормальной. Трудовой стаж с начала 90-х ПФР учитывает по факту поступления страховых платежей на индивидуальный счет гражданина. А стаж в советский период виден по трудовым книжкам и госархивам. Фактически его учет и был целью проведенной в 2009 году валоризации пенсий.
      Введение "коэффициента стажа" усложняет систему. Но может благотворно сказаться на пенсиях малооплачиваемых и долгоработающих бюджетников. Таких, как учителя, врачи, работники гражданских госорганов самых нижних должностей и ряда других.
      в) Наконец, третий сомножитель – средняя по стране "стоимость страхового года" вообще не понятен. Ибо по заложенному в этом термине смыслу он един для всех граждан страны. Какой смысл умножать на одно и то же число все пенсии, если их можно варьировать "коэффициентом личного участия"?
      г) Нигде в новой пенсионной формуле не упомянута накопительная часть трудовой пенсии. Это, по-видимому, отражает позицию вновь созданного Минтруда, считающего необходимым ликвидацию НЧТП и направление высвободивших средств в страховую часть или общий котел. Под заведомо идеалистическим предлогом ликвидации дефицита ПФР.



      Должен сказать, что введенная реформой г-на Зурабова 10 лет назад накопительная часть трудовой пенсии в ее конкретной практической реализации мне не нравится. Но к ней уже привыкло целое поколение наших граждан. И только поэтому упразднять ее уже нельзя. Правила пенсионной системы можно менять только чрезвычайно медленно. И только в числовых параметрах. Но никак не в принципах ее построения. Иначе быстрого укрепления мнения граждан в умышленном ограблении пенсионеров государством не избежать.

Tags: Пенсионная реформа, Пенсионные системы.
Subscribe
promo moralg march 5, 2018 03:01 44
Buy for 30 tokens
Многие из нас вздрагивают, когда дорогу нам перебегает черная кошка. Но неприятных последствий обычно не возникает и мы быстро забываем о ней. Но два дня назад на северо-восток США обрушилась очередная буря и совершила совсем не очередное действо - сломала дерево, которое 227 лет назад посадил…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments