В чем же причины начинающейся грозы? Их несколько. Одна видна всем. Это - постоянное "реформирование" государственной пенсионной системы. Добро бы реформировались числовые ее параметры. Непрерывно и неторопливо. К такому реформированию и народ бы привык, и система оставалась бы устойчивой. Но ее ломают раз в несколько лет.
Так, в 2002 году до этого единая пенсия превратилась в состоящую из базовой, страховой и накопительной частей. В 2005 году из накопительной подсистемы вышвырнули среднее поколение (родившееся до 1967 года). В 2008 году вводят софинансирование пенсий (1000 на 1000) и в 2013 году возможность вступления в него отменяют. В 2009 году проводят валоризацию пенсий. В результате у ПФР возникает гигантский дефицит. В 2010 году резко поднимают тариф пенсионного налога (с 20 до 26 % от величины зарплаты), отменяют базовую пенсию и от страховой части отрывают приличный кусок (6 % от величины зарплаты), направив его в "общий котел". В 2011 году пенсионный налог снижают до 22 %. Но ушедший в "тень" от предыдущего скачка малый и средний бизнес в массе своей этот налог уже не платит. В 2012 году на повестку дня в правительстве поставлен вопрос об отмене накопительной части пенсии. Якобы для преодоления дефицита в ПФР. Годовой размер которого лишь в 1,5 раза меньше собранного за 10 лет объема накопительной части госпенсии. И ЛУКойл не вытерпел всего этого маразма. По совокупности.
Но есть еще и ряд весьма серьезных причин, видных только участникам рынка НПФ. Принятый в мае 1998 года первый вариант федерального закона о НПФ был вполне вменяем (его предтеча - принятый в марте 1995 года волгоградский закон не менее чем на 80 % совпадал по смыслу со своим потомком). До 2004 года регулятором рынка НПФ была Федеральная Инспекция НПФ, входящая в состав Министерства труда и соцразвития. И все НПФ начиная с 1994 года вплоть до 2004-го включительно спокойно занимались только негосударственным пенсионным обеспечением. Но весной 2004 года эта Инспекция была переведена в ФСФР. Сразу после принятия закона о допуске НПФ к работе с накопительной частью госпенсии. И понеслось!
ФСФР с самого начала определила НПФ как участников финансовых рынков (проверьте по сайту ФСФР). А не как до сих пор сказано в законе - некоммерческие организации социального обеспечения. И сразу же эшелонами пошли поправки в закон о НПФ. Предельно сумбурно-запретительные. В самом прямом смысле по уровню административного гнета аналогичные принятым госдумой в последние два месяца в отношении гражданского общества.
Что стало результатом такого административного гнета? Достаточно сказать, что за последние семь лет в России не было создано ни одного нового НПФ! Хотя бы потому, что по совокупности букв закона сделать это стало просто невозможно. Этот опытный факт о чем то говорит? А общее число НПФ за этот период сократилось с четырех с половиной сотен до менее чем полутораста. Слава богу, без финансовых скандалов. Либо закрываясь после полного расчета со всеми вкладчиками. Либо присоединяясь к другим НПФ. Только в этом, наверное, единственный положительный эффект от чрезвычайного административного гнета со стороны ФСФР.
К чему мы сейчас пришли? Государственная пенсионная система находится в крайне неустойчивом состоянии и рискует подвергнуться новой ломке. А система НПФ, развивавшаяся с 1994-го по 2004 год только на частных ресурсах, будучи соблазненная огромными деньгами накопительной части госпенсии, начиная с 2005 года занималась в основном ею. Почти забросив работу с негосударственным пенсионным обеспечением. В том же "ЛУКойл-Гаранте" за более чем 17 лет накопилось лишь 16 млрд. рублей негосударственных пенсионных средств (в основном от материнской корпорации), а собранных за 7 лет средств накопительной части госпенсии стало уже 70 миллиардов. И вот эти, с огромным трудом собранные, средства государство собирается направить на погашение дефицита ПФР? Надеюсь, теперь понятно, почему ЛУКойл собрался продавать полностью ему подконтрольный дочерний НПФ? И почему его никто не хочет покупать?
UPD: А на следующий день "Известия" опубликовали новость о попытке продажи 11-го по величине "Стальфонда" (учредитель - Северсталь). И обрисовали нарастающий вал попыток продать несколько десятков региональных НПФ. Еще раньше 4-й по величине НПФ "Электроэнергетики" уже был продан ФК "Открытие".
Journal information