Originally published at Блог Морозова А.Г.. You can comment here or there.
На днях опубликовал пост «Православие, институты и модернизация». В котором главное – о механизме преобразований в системе власти для успешного старта модернизации. Но было и второстепенное - о влиянии православия на мировоззрение и житейскую практику народа. Как одного из факторов, тормозящих такие преобразования. В комментариях был бит религиоведом и священником за некомпетентность в вопросах истории христианства. Не контрдоводами по существу вопроса, а как не специалист - «по определению».
В истории, как науке, есть твердо установленные факты (события и их даты, основные действующие лица). И есть толкования сути событий и действий значимых личностей. Последние, как правило, не однозначны. Достаточно вспомнить недавнюю реакцию общественности на «Историю России» Барсенкова и Вдовина.
Так и в истории возникновения христианства. В частности, есть общепризнанные факты:
1. Иисус и Иоанн (Креститель) – реальные люди. Известны примерные даты их рождения и смерти. Оба вели свой род от знаковых предков (Иоанн – от Аарона, Иисус – от Давида), были дальними родственниками и инициированное ими мессианское движение базировалось на иудаизме.
2. Один из главных создателей христианства как отдельной религии апостол Павел (его перу принадлежит около половины книг Нового завета) не числится в числе прямых учеников Иисуса. Он примкнул к движению через несколько лет после его распятия.
3. Новый завет формировался последователями Иисуса не без цензуры. В частности, помимо 4 канонических евангелий существуют и неканонические, не вошедшие в Новый завет.
Специалисты добавили бы к этому списку еще немало пунктов. Но большинство не специалистов только из этих фактов сделает вывод, что возникновение христианства – процесс, растянутый на несколько десятилетий. В ходе которых начатое Иисусом и Иоанном мессианское (реформистское по сути) движение усилиями их последователей преобразовалось в выделенную из недр иудаизма религию. От любых других, более глубоких рассуждений, как профан «по определению», воздержусь.
Но как физик не удержусь от проведения аналогий. В частности, мне кажется, что история марксизма-ленинизма напоминает историю возникновения христианства. С аналогиями по личностям: Иисус и Иоанн <=> Маркс и Энгельс, Павел <=> Ленин. Итог, однако, различен. Христианству уже 20 веков, а марксизм-ленинизм прожил лишь один век. Причина этого различия, на мой взгляд, в том, что христианство – этическая доктрина, оставляющая достаточно много свободы человеку. А марксизм-ленинизм, как классово-экономическая доктрина, в своей практической реализации ужал объем доступных человеку свобод до абсолютного минимума.
ДАМ прав говоря, что «Свобода лучше несвободы». Но если наш дуумвират не перейдет от слов к делу, то построенную ими систему власти ожидает значительно более короткий век, чем систему марксизма-ленинизма.
Journal information