Период чиновничьего словоблудия на тему очередной пенсионной реформы закончился. Минтруд опубликовал свою Стратегию развития пенсионной системы России до 2030 года. Наполненную достаточно общими фразами и малоконкретными деталями. Понятно почему - решается поставленная кризисом и валоризацией пенсий тактическая по своей сути задача ликвидации дефицита средств в ПФР. При жестком ограничении со стороны президента - не повышать пенсионный возраст.
Тем не менее, обсудить пенсионную проблему России в целом имеет смысл. Рассмотрев в первую очередь Стратегию Минтруда. А также не использованные им возможности построения реально устойчивой пенсионной системы.
1. Стратегия предполагает построение 3-уровневой системы: обычная трудовая пенсия, назначаемая всем постоянно проживающим в России не менее 15 лет; корпоративная и индивидуальная негосударственные пенсии. Это предложение - повтор идеологии начала 90-х. Поскольку все элементы такой системы существуют на практике уже около 20 лет. К сожалению, 2-м уровнем пользуются в основном только работники крупных корпораций. А 3-м уровнем - лишь особо вдумчивые граждане.
2. Предполагается при сохранении основного тарифа страховых платежей в ПФР постепенно повышать его для работников вредных производств и северян (льготников). Поскольку сейчас пенсии льготникам в значительной мере выплачиваются за счет страховых взносов на остальных трудящихся. В связи с этим полезно вспомнить, что законопроект о повышенных страховых взносах на льготников прошел 1-е чтение в госдуме уже около 10 лет назад. И с тех пор пылится на полке.
3. Предлагается постепенное повышение норматива страховых платежей в ПФР от самозанятых граждан. По очевидным для многих причинам этот достаточно разумный шаг в нынешних условиях представляется весьма идеалистичным.
4. Предлагается сократить тариф накопительной части трудовой пенсии (НЧТП) в 2013 году с 6 % либо до 4 %, либо до 2 %. А с 2014 года отдать вопрос о НЧТП на откуп гражданам - сохранить ее или отдать по умолчанию в общий котел (распределительно- страховую часть).
Обсуждать с теоретических позиций этот маневр не буду. Лучше опереться на наш же опыт. В течение трех лет в 2002-04 годах НЧТП формировалась и у среднего поколения (мужчины 1953-66 гг. рождения, женщины 1957-66 гг. рождения). С 2005 года формирование НЧТП у них прекратилось. Но уже накопленные за первые 3 года средства на их счетах не были конфискованы. Прошло 10 лет. И первые женщины этого поколения достигли рубежного возраста. Но поскольку объем накоплений на их счетах оказался мизерным, то в соответствии с недавно принятым законом им делаются разовые выплаты всего накопленного.
Ясно, что если тариф НЧТП будет снижен в 1,5-3 раза, а с 2014-го фактически отменен (желающему его оставить придется пройти не только бюрократические процедуры, но и начать перечислять его непосредственно из своей зарплаты), то вся эпопея с НЧТП рухнет. С одновременной полной потерей веры граждан в разум действующего президента. Ибо при нем НЧТП родилась и при нем же по Стратегии Минтруда умрет.
В целом из описанных выше 4-х конкретных предложений Минтруда 1-е является тавтологией, 2-е - разумным воспоминанием о недоделанной работе, 3-е - идеалистическим и последнее - чрезвычайно вредным.
Перейдем теперь к тому, что следовало бы сделать для построения реально устойчивой пенсионной системы. Помимо разумного п. 2 в предложениях Минтруда.
1. Необходимо параметры принимаемой реформы обнародовать не позднее конца декабря этого года, а начать ее реализовывать не ранее января 2014 года. С тем, чтобы за год и народ привык и была возможность поправить огрехи слишком быстрого принятия решений. При этом надо однозначно заявить, что реформа не затрагивает действующие правила расчета величины пенсии, назначаемой при наступлении пенсионного возраста. И что НЧТП сохраняется в действующем формате.
2. Необходимо ввести систему "вилочно-тройного" пенсионного возраста. Под "вилочно-тройной" имею ввиду систему, при которой:
а) Гражданин всегда будет вправе выйти на пенсию в ныне установленном пенсионном возрасте (55 для женщин и 60 для мужчин).
б) Сам официальный пенсионный возраст будет медленно повышаться. Скажем, каждый год на 3 месяца.
в) Обращение за назначением пенсии заметно позднее официального пенсионного возраста стимулируется назначением повышенной пенсии.
Теперь конкретнее. Тому, кто сочтет нужным начать получать пенсию с нынешнего пенсионного возраста, а не с выросшего официального, пенсия должна будет назначаться в несколько пониженном размере. Например, назначенная в 2014 году - на 2 % меньше расчетной, назначенная в 2015 году - на 4 % меньше расчетной и так далее. Но не ниже 80 % расчетной даже после 2023 года.
Тому, кто обращается за назначением пенсии в момент наступления официального пенсионного возраста, пенсия назначается по ныне действующим правилам (расчетная).
А тому, кто обращается за назначением пенсии после наступления официального пенсионного возраста, пенсия назначается в повышенном размере. Например, на 4 % за каждый год опоздания с обращением за назначением пенсии. Но не выше, чем на 40 %. Подобная система стимулов вполне может привести к полному исчезновению дефицита средств в ПФР примерно за 10 лет. Что и является исходным смыслом затеваемой пенсионной реформы.
3. Необходимо начать и неторопливо осуществлять переход к паритетному между работником и работодателем способу формированию пенсионных прав. Сейчас в России весь объем страховых платежей в ПФР (22 % от размера зарплаты) должен делать работодатель за счет своих средств. И работник просто не знает, платит за него взносы в ПФР его работодатель или не платит. Подавляющее большинство малых и средних предприятий и ряд крупных пользуются этим и не вносят в полном объеме страховые платежи в ПФР. Другими словами - выплачивают серую зарплату. Которая в общем объеме доходов наших граждан составляет не менее 45 %.
А во всем остальном мире общепринятым считается паритетный способ. При котором половину взносов в государственный пенсионный фонд вносит работодатель и половину - работник из своей зарплаты. И этим достигается полноценный контроль работника за соблюдением работодателем его пенсионных прав. При тех же самых затратах работодателя на оплату труда работников.
Ясно, что мгновенный переход к паритетной системе не возможен. Но постепенный - вполне. Можно уже в 2014 году уменьшить взнос работодателя в ПФР с 22 до 21,5 %, а взнос работника увеличить с 0 до 0,5 %. В 2015 года взнос работодателя уменьшить до 21 %, а работника - увеличить до 1 %. И так далее. Пока через 22 года их взносы не сравняются.
Понимаю, что предлагаемый мною вариант главных направлений пенсионной реформы, основанный на 18-летнем опыте работы в пенсионной системе, может вызвать шквал критики. Поэтому хотел бы его измерить. И с этой целью прошу моих друзей проголосовать в этом опросе:
Какой вариант реформы приведет к созданию более устойчивой пенсионной системы?
Journal information