Морозов Александр Гавриилович (moralg) wrote,
Морозов Александр Гавриилович
moralg

Categories:

К вопросу о реформе Волгоградской облдумы.

     Сегодня V102 опубликовал репортаж о проекте увеличения числа депутатов волгоградской облдумы. Как человек, определивший стартовое число этих лиц в конце октября 1993-го, просто обязан не только высказаться по этому поводу, но и напомнить всю историю эволюции численности депутатского корпуса облдумы и ее аппарата. Из которой каждый может сделать свои выводы.
    1. Сразу после расстрела Белого дома последний облсовет нашей области отказался выполнить указание президента Ельцина самораспуститься (7 октября). И принял решение провести выборы первой облдумы одновременно с выборами первой госдумы 12 декабря. Но число депутатов облдумы сессия облсовета сразу не определила.
    2. Как предоблсовета я сделал расчет числа депутатов будущей облдумы исходя из трех требований тогдашнего законодательства:
     а) общее число депутатов должно быть не более 50;
     б) все округа должны быть топологически связными (представлять единые территории) и не резать административно-территориальные единицы (районы и города) на части;
     в) колебания числа избирателей от округа к округу не должно превышать 10 %.
     Все трем требованиям одновременно удовлетворяло только одно решение => 32 депутата.
    3. Одновременно администрация области сделала свой расчет. Ее решение => 21 депутат. Я его проверил и показал, что в нем колебания числа избирателей от округа к округу превышало 15 %. Поэтому администрация области была вынуждена согласиться на мой вариант (28 октября).
    4. Первая облдума, депутатом которой я тоже стал, заложила в Устав области ротационный принцип формирования облдумы. По которому каждые два года переизбираются по 16 сдвоенным округам 16 депутатов. С тем, чтобы новичкам передавался опыт "старослужащих". В декабре 1995-го прошли первые такие выборы и к действующим 32 добавились еще 16 депутатов. В декабре 1997 первые 32 должны были уйти, а на их место должны были прийти 16 новых. Наступил бы стационар в 32 депутата.
    5. Избранные в декабре 1995-го 16 депутатов в основной своей массе представляли КПРФ. Под их воздействием и с помощью избранного губернатором годом позднее Максюты ротационный принцип формирования депутатского корпуса из Устава области был вычеркнут. И с тех пор каждые выборы облдума переизбирается полностью. К тому же по факту политико-юридических игр первая облдума проработала не 4 года, а 5 лет.
    6. В дальнейшем произошел переход от мажоритарного принципа формирования облдумы к мажоритарно-пропорциональному. В результате которого 16 депутатов продолжали избираться по сдвоенным мажоритарным округам, а еще 22 депутата избираются по партийным спискам.
    7. Из скана документа по первой ссылке следует, что число мажоритарных депутатов собираются довести до числа списочников (22 + 22). Идея вполне здравая. Но! Сделать 22 топологически связных округа без разреза их границами районов и городов однозначно не удастся. А это означает, что формирование округов может проводиться в соответствии с интересами лиц, проводящих реформу облдумы.
    8. Аппарат последнего облсовета составлял 22 сотрудника. Аппарат первой облдумы к концу ее деятельности вырос до почти 50 человек. Численность аппарата третьей облдумы превысила 150. Сидели уже, как сельди в бочке. Сколько аппаратчиков работает на нынешнюю облдуму - не интересовался. Думаю, не меньше, чем на третью.
    9. Депутаты первой облдумы не имели никаких депутатских фондов для облагодетельствования своих избирателей. Нынешние, как я слышал, имеют, и не маленькие. В первой облдуме на зарплате сидели ее председатель, два его заместителя и председатели комитетов. Исключение представлял ваш покорный слуга, работавший председателем комитета по экономической политике на общественных началах. В нынешней облдуме на депутатской зарплате сидит немало рядовых депутатов.
  10. По совокупности изложенного уверен, что наибольшего эффекта в экономии затрат на облдуму и увеличении ее полезности можно было бы достичь лишь резко сократив аппарат облдумы. До 35-40 специалистов. По затратам эта мысль с очевидностью понятна всем. А по полезности? Дело в том, что при столь громоздком аппарате сами депутаты над смыслом текстов голосуемых ими законов работать практически перестали. Доверив это это аппарату. Который следит в основном за юридической "чистотой" текстов, а не их смыслом.
    Я могу ошибаться в своем старческом брюзжании. Поэтому хотел было проверить это опросом. Но не обессудьте - вариант опроса с возможностью нескольких ответов на один вопрос у меня не получился (кнопка "добавить" отказывалась появляться в пределах экрана монитора). Поэтому обсуждайте и ругайте эту историю и мои мысли в комментариях.
Tags: Областные законы
Subscribe
promo moralg march 5, 2018 03:01 43
Buy for 30 tokens
Многие из нас вздрагивают, когда дорогу нам перебегает черная кошка. Но неприятных последствий обычно не возникает и мы быстро забываем о ней. Но два дня назад на северо-восток США обрушилась очередная буря и совершила совсем не очередное действо - сломала дерево, которое 227 лет назад посадил…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments