Originally published at Блог Морозова А.Г.. You can comment here or there.
Анализ первых 100 дней работы губернатора пусть делают политологи. Я, как обыватель, могу дать лишь наблюдения. Отрывочные и эмоциональные. Отчасти опирающиеся на ожидания, опубликованные мною в заметке «Смена эпох?» в «Областных вестях» 22 января с.г..
Первые впечатления. Предшественника публично не ругает. Это хорошо. Но не точен во времени. На встречу в редакцию «Областных вестей» опоздал минут на 40. Слышал и о других, не меньших по масштабу, опозданиях. Это плохо. Ибо точность = вежливость. И не только королей.
Продекларировал довольно заметное сокращение штата администрации и приведение в соответствие федеральному набора областных ведомств. Сокращение чиновников – примерно на четверть. Неплохо, но мало. Ибо помню, что их содержание в 93-м обходилось бюджету менее чем в 3 % его величины. К середине же текущего десятилетия затраты на них возросли почти до 10 % областного бюджета. А приведение в соответствие с федеральным перечня областных структур – весьма технологичный ход.
Человек, проработавший порядка трех лет вице-губернатором, казалось бы, должен был знать местные кадры. Однако, основные ключевые посты в администрации заняли не они. Использован реализованный еще в киевской Руси принцип призвания варягов. В современной интерпретации - »эффективных менеджеров». Которым часто не важно, кем и чем управлять. Хоть реформой энергетики, хоть наноиндустрией. На Руси этот принцип сработал. Но в энергетике уже вовсю идут процессы консолидации раздробленных Чубайсом активов и быстрого роста тарифов.
Новое в экономической политике - создание «корпорации развития» и залогового фонда, акционирование «Волгофарма» и ряд других шагов. Функции прямого развития экономики для чиновников исполнительной власти не естественны. И эффективно нигде в мире не реализуются. Пример – наша агрокорпорация середины 90-х. Залоговый фонд почему-то вызвал в памяти залоговые аукционы 96-го и их последствия. А акционирование «Волгофарма»? Разве мы, потребители, заметили, что РЖД теперь не ГУП, а ОАО? И лишь немногие видят, как это ОАО выделяет имущество «дочкам» и затем распродает их. ГУП бы так не смог.
Все описанное выше – примеры «ручного» управления экономикой. Но истинная функция власти – в создании и соблюдении «правил игры». В нашем случае – в форме областных законов и постановлений главы администрации. Сделаны ли за первые 100 дней какие-нибудь шаги в этом направлении? Не слышал. В общее инвестиционное законодательство области, в рамках которого «Лукойл» в прошлые годы получал до 99 % всех налоговых льгот от областного бюджета, поправки пока не внесены.
Объявлен ряд довольно крупных проектов с использованием федеральных средств. В их числе – создание фармакологического кластера и завершение постройки метротрама. Но, честно признаться, обсуждать эти возможности в условиях растущего дефицита федерального бюджета, не хочется. А если удастся продвинуться в этом направлении – честь будет и хвала губернатору.
Последнее впечатление. В 2007 году после разговора с В.И. Сальным и мною первый вице-губернатор Шилин А.В. «создал» комиссию по развитию негосударственных пенсионных фондов. Которая ни разу не была им собрана. Его преемник принял решение упразднить ее за ненадобностью. И пустил по кругу лист согласования этого акта. На котором я, как член комиссии, вместно «не возражаю» написал «жаль, что создание длинных инвестиционных ресурсов в области администрацию не волнует». Этим я хотел сказать лишь то, что принцип наибольшего благоприятствования для развития внутриобластных капиталов отличил бы эпоху нового губернатора. И тогда смену эпох заметили бы многие.
Journal information