Морозов Александр Гавриилович (moralg) wrote,
Морозов Александр Гавриилович
moralg

Category:

Затухание Иллюзии. Взгляд изнутри.

Originally published at Блог Морозова А.Г.. You can comment here or there.

     Лет пять назад независимость власти от народа в России уже достигла весьма высокого уровня. Возможно поэтому власть и придумала Общественную Палату. Почти сразу же в подражание верхам во многих регионах создали свои ОП. В том числе – и в нашей области. С тех пор прошло более 4-х лет. Уходит в отставку 2-й созыв областной ОП, формируется 3-й. Пора посмотреть, что получилось.

     1. Принцип формирования и федеральной и областной ОП един: 1-ю треть ее состава назначает глава государства (региона), 2-ю треть избирает 1-я из кандидатур, представленных российскими (региональными) общественными организациями, последнюю треть избирает общее собрание 1-й и 2-й третей из кандидатур, представленных окружными (межрайонными) собраниями  общественных организаций. При такой технологии процесс формирования состава любой ОП растягивается на 3-5 месяцев. И этого срока вполне хватает для определения приемлемых для власти и состава ОП и кандидатуры будущего ее руководителя.

     2. Принцип работы ОП гласит: «федеральная» ОП должна собираться в полном составе не реже раза в год (при периоде полномочий в 2 года); волгоградская областная ОП должна собираться не реже раза в квартал ( по факту – существенно реже).  Реально рабочим органом ОП является ее Совет. В Совет волгоградской ОП входит примерно треть ее членов и эта треть в значительной мере совпадает с назначенной губернатором 1-й третью.

            3. Состав ОП помимо кадровых предпочтений формирующих их органов власти реально определяется еще двумя факторами. Главным из них является ощущение личной недовостребованности отстраненных от рычагов власти видных сотрудников различных властных структур и руководителей влиятельных общественных организаций. А также их в значительной мере иллюзорной верой в то, что через ОП их влияние на принимаемые властями решения может заметно возрасти. Такой стимул, как самообольщение званием члена ОП, учитывать не будем.  По совокупности этих факторов членами ОП становятся, как правило, весьма опытные, активные, зрелые в возрастном смысле и дисциплинированные граждане. Получающие в лице ОП организованную площадку для обсуждения реальных, с их точки зрения, проблем общества.

     4. Палата и ее Совет сформированы, председатель избран. Практически все члены Совета стали председателями профильных комиссий и развернули работу в соответствии со своими планами. К которым добавляется работа по экспертизе законопроектов, поступающих из администрации области (из областной думы за 4 года на экспертизу поступил только один законопроект – о способе формирования самой ОП).

    Работа в Совете ОП кипит. Ибо он собирается еженедельно, иногда – раз в две недели. Члены Совета докладывают собственные проекты, дают отзывы на областные законопроекты, заслушивают представителей общественных организаций и администрации области (не выше уровня руководителя комитета). Дают рекомендации и принимают решения.

      Небольшая часть этих рекомендаций направляется в администрацию области. Очень малая часть – в федеральные органы власти. Откуда поступают либо отказы на предложения ОП, либо обещания, выполнения которых не происходит. Большая часть остается в анналах Совета ОП. В прессу попадает буквально микроскопическая и только желательная для властей часть. А на общие собрания областной ОП вопросы, выходящие за рамки ее внутренних проблем, выносятся чрезвычайно редко. За весь 2-й созыв ОП общих собраний ОП на моей памяти было три: 1-е – организационное (выбрали председателя), 2-е – реальное (с 2 внешними вопросами), 3-е – юбилейное (отметили 85-летие председателя). Намечается 4-е (передача «полномочий» 3-му созыву ОП и, возможно, раздача грамот членам 2-го созыва).

       Инициативы по достаточно принципиальным вопросам, предлагаемым членами Совета ОП, нередко блокируется. Так, предложение о конкретных поправках в федеральный закон о КПКГ, впервые вынесенное на обсуждение Совета ОП летом 2008 года, лишь через год после повторного рассмотрения и в своем первоначальном варианте было направлено в Правительство. Когда банкротства КПКГ в нашей области стали уж слишком часты. Разумеется, из Правительства ответили по смыслу в том духе, что в наших советах не нуждаются.

      В качестве одной из основных функций и федеральной и областной ОП изначально декларировалась экспертиза законопроектов. Читая ежедневно на протяжении многих лет «Российскую газету» я ни разу не видел публикаций таких экспертиз федеральной ОП. Как не видел и публикаций подобных экспертиз областных законопроектов в «Волгоградской правде». Экспертизы, тем не менее, были. Но публичными не стали. Могу лишь сказать, что число направленных в ОП администрацией законопроектов было многократно меньше рассмотренных областной думой. И практически все они были далеко не самыми важными.

        Наверное, то же самое имеет место и в федеральной ОП. Иначе, как понимать появление множества федеральных законов, вызывающих постфактум серьезное возмущение общественного мнения? В то же время в прессе с немалой помпой освещается такая деятельность ОП, как контроль за ходом сдачи школьниками ЕГЭ. Фактически низводящая членов федеральной ОП к уровню чиновников райОНО. Или совсем свежее исполнение надзирательских функций за дисциплиной посещения заседаний Госдумы ее депутатами.

      5. Что реально получилось?

      Практика показала, что около двух третей членов областной ОП, не являющихся членами Совета ОП, оказались фактически отстраненными от работы в ОП. Таким образом, для достижения тех же результатов вполне можно было бы отождествить всю областную ОП с Советом ОП в количестве 10-12 членов, назначаемых губернатором и думой на паритетных началах. И не затевать тягомотную трехэтапную процедуру «выборов».

     Результативность работы областной ОП с точки зрения влияния на действия администрации области и федеральных властей практически не наблюдаема. В этом нет ничего удивительного. Поскольку в России почти всегда была только одна ветвь власти – исполнительная. Росток самостоятельной законодательной ветви власти, проклевывавшийся было в начале и конце 20-го века, быстро увядал. Как избыточный в реально бюрократически-феодальной системе общественных отношений в унитарном государстве. По этой же причине и мнение общественных палат, отличное от мнения высших чинов исполнительной власти, востребованным стать не может.

      Тем самым, затея с созданием влиятельных общественных палат в России фактически провалилась. Такие структуры оказались не нужными власти. Но поскольку разрушать уже созданное власть не захочет, общественным палатам следует надолго смириться с ролью периферийного участника общественных процессов. С ролью, похожей на роль нынешних профсоюзов.

Tags: Политика
Subscribe
promo moralg march 5, 2018 03:01 43
Buy for 30 tokens
Многие из нас вздрагивают, когда дорогу нам перебегает черная кошка. Но неприятных последствий обычно не возникает и мы быстро забываем о ней. Но два дня назад на северо-восток США обрушилась очередная буря и совершила совсем не очередное действо - сломала дерево, которое 227 лет назад посадил…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments