Немногим более 20 лет назад президент Ельцин подписал указ, разрешающий создание в России негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Средствами которых должны были управлять так называемые управляющие компании (УК). И которых в стране тогда еще не было.
Сразу оговорюсь, что сей указ предусматривал создание одной явно избыточной структуры - самого НПФ. Дело в том, что на родине НПФ (Англия) пенсионные фонды не являются юридическими лицами. Но лишь денежными мешками, управляемыми инвестиционными банками (по нашему - УК). И инвестиционные банки прекрасно справляются с администрированием пенсионных счетов и организацией инвестиционных и денежных потоков.
Всплеск создания рыночных НПФ в России пришелся на 1994-95 годы. НПФ крупных корпораций создавались в основном в 1995-98 годах. Первый региональный закон о НПФ был принят в 1995 году (автор - Ваш покорный слуга). Федеральный закон был принят в 1998 году. Налоговые льготы по средствам НПФ вводились начиная с 1998 года и ныне полностью эквивалентны принятым в зарубежной практике.
В 2000 году в российскую практику НПФ была внедрена еще одна обязательная избыточная структура - специализированный депозитарий (СД). Которому была перепоручена государственная функция - ежедневный контроль над инвестиционными и денежными потоками средств НПФ (периодический контроль остался за ФСФР). За что НПФ ежегодно выплачивают этим СД до трети процента всех своих пенсионных средств. Что заметно снижает доходность пенсионных ресурсов.
Вплоть до конца 2004 года российские НПФ занимались исключительно негосударственным пенсионным обеспечением (НПО). А начиная с 2005 года получили право работать с накопительной частью трудовой (государственной) пенсии - НЧТП. И этот факт существенно изменил стиль работы многих НПФ.
К настоящему времени доля средств НЧТП в большинстве НПФ заметно превысила долю средств НПО. А работа с корпоративными пенсионными программами отошла у них на второй план. В итоге количество переросло в качество. Отношения к делу. Так, НПФ "Электроэнергетики" уже несколько лет не принадлежит энергетикам. А НПФ "Лукойл-Гарант" в прошлом году перестал принадлежать ОАО "Лукойл".
Повальное увлечение НПФ освоением государственных средств НЧТП практически заморозило развитие корпоративных пенсионных программ. За исключением программ таких госкорпораций, как Газпром, РЖД, Транснефть и нескольких других. Идея, заложенная в исходный указ Ельцина, была по факту выхолощена проводимыми властью пенсионными реформами.
В этих условиях узаконивание упомянутого в начале поста документа Минтруда вернет историю российских НПФ в состояние, предшествующее указу Ельцина. Забюрократизированная, избыточно затратная, довольно неуклюжая и, тем не менее, устойчиво работающая система корпоративного НПО будет разрушена. Как всегда, до основания, и затем... Может начаться и новая история. Опытные специалисты корпоративного НПО никуда ведь не денутся. Они смогут все быстро восстановить. Если у предприятий будет стимул восстанавливать и развивать.
Journal information