А накопительная часть трудовой (государственной) пенсии (НЧТП) есть результат реализованной по инициативе г-на Зурабова с начала 2002 года пенсионной реформы. Первый сбой которой произошел уже в 2004 году и заключался в буквальном вышвыривании всех рожденных до 1967 года граждан из системы НЧТП. Под предлогом нехватки средств в государственном ПФР. И в том же году было принято решение о допуске НПФ к работе с НЧТП.
Многие крупные НПФ, почувствовав запах больших денег, сразу включились в работу с НЧТП. Но Совет возглавляемого мной НПФ "Империя" после доложенного ему анализа ситуации принял решение воздержаться от такой работы вплоть до прояснения уровня возможных рисков зурабовской реформы.
Эти риски, казалось бы, исчезли после внедрения в 2008 году системы софинансирования НЧТП (1000 на 1000). И Совет Фонда летом 2008 года принял решение о начале работы с НЧТП. И Фонд к этой работе приступил. Но без избыточного усердия.
Однако, уже в следующем 2009 году по инициативе премьера Путина была проведена валоризация пенсий. Другими словами - значительная индексация пенсий граждан, большая часть трудового стажа которых была наработана в советский период.
Уже на следующий год дефицит средств в ПФР резко возрос и сейчас ежегодный объем этого дефицита достигает порядка триллиона рублей. Погашать этот дефицит приходится федеральному бюджету. В 2011 году была сделана попытка сократить его повышением ставки страховых платежей в ПФР. Но бизнес взвыл и властям пришлось наполовину отступить. Аналогичная попытка в отношении малого бизнеса ИП привела к массовой их самоликвидации уже в нынешнем году. Ловушка валоризации захлопнулась.
Поняв это, власть сначала приняла решение о прекращении формирования НЧТП для молчунов. Направляя высвобождающиеся средства на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Но проявившийся в этом году экономический кризис заставил ее делать дополнительные резкие и хаотичные шаги. В итоге буквально за последнюю неделю были обнародованы два важных решения в отношении НЧТП граждан.
Одно из них состоит в прекращении передачи средств НЧТП в выбранные гражданами НПФ в течение двух ближайших лет. Формально эти средства останутся в ПФР и будут инвестироваться ВЭБом. Но где и как они будут использованы реально, вряд ли кто скажет однозначно.
Другое решение означает одногодичную конфискацию средств НЧТП у всех граждан для частичного покрытия (примерно на четверть) дефицита ПФР следующего года.
Достаточно очевидно, что в случае продолжения кризисных явлений в нашей экономике еще на год и более власть пролонгирует и даже может усилить эти два решения. К чему это может привести?
Первое решение может быть пролонгировано, а затем превращено в отстранение всех НПФ от работы с НЧТП и передачу находящихся в НПФ накоплений граждан в ПФР под управление ВЭБа. Как следствие, владельцы этих накоплений автоматически перейдут в статус молчунов. А у молчунов по ранее принятому решению новые поступления в их НЧТП прекращаются. Тем самым, государство со всеми владельцами НЧТП поступит так же, как уже поступило в 2004 году с теми, кто родился до 1967 года. То есть, уже накопленное отобрано не будет, но и никаких добавок к накопленному делаться не будет. Другими словами, реформа г-на Зурабова будет прекращена без отмены ее прошлых "достижений".
Второе решение (одногодичная конфискация НЧТП) может быть повторена и даже неоднократно. А в условиях длительного кризиса и обращена в прошлое. Другими словами, конфискованы могут оказаться все сделанные начиная с 2002 года накопления. Если, конечно, протесты граждан против таких действий властей будут не слишком сильными.
Обрисовав историю пенсионных реформ эпохи Путина я попытался сделать прогноз на ближайшие годы. На мой взгляд вариант пролонгирования первого решения весьма вероятен. Но расширенный вариант второго решения (с конфискацией всего ранее накопленного) маловероятен.
А вы как считаете?
Journal information