Полноценный количественный и качественный анализ по каждому НПФ сделать не сможет никто. Даже чиновники, регулирующие этот рынок. Но на сайте регулятора (ранее - ФСФР, сейчас ЦБ) ежеквартально публикуется сводка некоторых параметров НПФ, взятых из их отчетности регулятору. Ею и воспользуемся.
Заметим, что НПФ в соответствии с законом могут использовать на свое функционирование не более 15 % дохода, заработанного на инвестировании пенсионных средств. Остальные 85 % должны начисляться на пенсионные счета граждан. Это требование соблюдают все НПФ под надзором регулятора и специализированных депозитариев. А обозначенные 15 % дохода идут на зарплату персонала НПФ, уплату налогов и хозяйственные расходы. Идут, как правило, практически полностью.
Теперь, если логика власти в ходе развития начинающегося кризиса подвигнет ее к полному изъятию накопительной части трудовой пенсии (НЧТП) из НПФ, то 15 % дохода от их инвестирования в смете доходов и расходов НПФ просто исчезнут. Но останутся такие же 15 % дохода от инвестирования средств по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО). И только на них НПФ будет продолжать функционировать. Ибо средства НПО государство отозвать из НПФ никак не сможет. Поскольку они - частные накопления.
Таким образом, судьба конкретного НПФ после принятия властью решения об отзыве из него средств НЧТП полностью зависит от соотношения в этом НПФ средств НЧТП и НПО. Введем простой параметр
средства НЧТП
R = ----------------------------------------
средства НЧТП + средства НПО
Очевидно, что если в конкретном НПФ средств НЧТП вообще нет (R = 0), то этому НПФ вообще все пенсионные реформы власти "до лампочки". Ибо ничего государство у него не изымет. Если же в конкретном НПФ нет или практически нет средств НПО (R => 100 %), то этот НПФ полностью потеряет источники средств для своего функционирования. И вследствие этого должен будет исчезнуть с лица Земли.
Поэтому параметр R можно рассматривать как параметр риска гражданина от взаимодействия с конкретным НПФ. Данные для его вычисления можно найти по этой ссылке. В которой надо нажать в первой строке таблицы (2013 год) слова "2 квартал". А из выплывшей в отдельном окне таблицы брать данные из столбца "Е" (средства НПО) и столбца "Н" (средства НЧТП).
Итог этих вычислений приведен в таблице ниже. Я вычислял R только для тех НПФ, которые хоть как то проявились в Волгоградской области.
№ |
Название НПФ |
R = доля НЧТП в общем объеме пенсионных ресурсов (в процентах) |
1 |
Норильский Никель |
76 |
2 |
Электроэнергетики |
62 |
3 |
Лукойл-Гарант |
87 |
4 |
Ренессанс |
> 99 |
5 |
Промагрофонд |
99 |
6 |
Сбербанка |
90 |
7 |
Дженералли ППФ |
> 99 |
8 |
Раффайзен |
79 |
9 |
Большой |
96 |
10 |
Телеком-Союз |
8 |
11 |
Церих |
> 99 |
12 |
Империя |
17 |
13 |
Благосостояние (РЖД) |
33 |
14 |
ВТБ |
99 |
15 |
Газфонд |
61 |
16 |
Социум |
89 |
17 |
Регионфонд |
71 |
18 |
УРАЛСИБ |
93 |
19 |
Европейский |
99 |
20 |
РГС (Росгосстрах) |
> 99 |
21 |
КИТ-Финанс |
> 99 |
22 |
Образование |
95 |
Из этой таблицы видно, что малорисковыми являются НПФ "Телеком-Союз" (R = 8 %), "Империя" (R = 17 %), "Благосостояние" (R = 33 %). У всех остальных параметр риска R превышает 50 %. Особое "умиление" вызывают НПФ с R => 100%. О чем они думали, когда вступали в азартную игру с государством, не позаботившись о собственном твердом фундаменте на базе системы негосударственного пенсионного обеспечения?
Journal information