Морозов Александр Гавриилович (moralg) wrote,
Морозов Александр Гавриилович
moralg

Categories:

Этапы деградации.

       К опубликованной в vlg_bloger_club заметке "Однако...-2." блогером bosyak_15426378 был сделан комментарий, призвавший меня сделать анализ причин прогрессирующей деградации нашей области. С прозрачным намеком на то, что будучи при власти в 90-х, я ни тогда, ни сейчас не задумывался и не задумываюсь над "путями дальнейшего движения региона". Этот коммент заставил вспомнить мало кому известные детали нашей региональной истории 90-х. Прежде всего в плане экономической политики областных властей того периода. Делаю это так, как они отложились у меня в памяти. И постараюсь быть кратким.

       1. Областной совет народных депутатов, председателем которого я работал с октября 91-го по декабрь 93-го, по тогдашней Конституции был лишь представительным органом, а не законодательным. И, следовательно, самостоятельно не мог проводить экономическую и налоговую политику. За единственным исключением - в его полномочиях было выдавать лицензии на разработку полезных ископаемых. Как раз в 92-м на тогдашнего губернатора Шабунина И.П. вышла французская нефтяная компания "Эльф-Акитен" с проектом добычи глубокозалегающей нефти на правобережье Волги. Областной Совет (в формате Малого) после длительного обсуждения принял в 93-м положительное решение по этому проекту в формате СРП (соглашений о разделе продукции). Однако, федеральный закон о СРП появился только в конце 90-х (первым реализованным в его рамках проектом оказался "Сахалин-1"). Французам надоело ждать и они "забыли" о своем проекте.
       2. В 1-й областной Думе я работал председателем комитета по экономической политике (на общественных началах). Тогда удалось сделать немало. Отмечу лишь две вещи. Во-первых, налоговое законодательство, стимулирующее рост производства (а не инвестиции) дифференцированными ставками налога на прибыль предприятий и налога на их имущество (регулировать ставки других налогов на предприятия прав у Думы не было). Этими законами эффективно пользовались в середине 90-х около 40 крупных и средне-крупных предприятий области. Среди них - Химпром, Каустик, ЗОС и другие. И это в период, когда экономика страны падала ежегодно 7-10 % ! Должен подчеркнуть, что это законодательство действовало в автоматическом режиме по факту предъявляемых в налоговые органы документов. То есть, не требовало никаких согласований с чиновниками. И потому не провоцировало коррупцию.
     Во-вторых, было разработано законодательство о налоговом режиме в ЗЭР (зонах экономического развития) и сформировано около полутора десятков ЗЭР. Примерно в половине из них ничего нового не возникло (например, в Палласовском р-не, глава - Галичкин). Но в другой половине положительный эффект проявился хорошо (например, в Алексеевском р-не, глава - Керсанов; на ЗКО).
       3. 1-я Дума формировалась по ротационному принципу - каждые два года половина депутатов должна была меняться. В начале 96-го первая замена привела в Думу преимущественно депутатов от КПРФ. Процесс развития экономического законодательства области резко притормозился. Заодно был отменен и ротационный принцип формирования Думы.
       4. В регулярно публикуемых журналом "Эксперт" рейтингах регионов наша область почти до конца 90-х по уровню экономических развития и потенциала занимала окрестность 20-го места. С легкой тенденцией ухудшения позиции к концу десятилетия.
       5. В конце 98-го закончились мои депутатские полномочия. Полный контроль над Думой получила КПРФ (над администрацией ВО - на 2 года раньше). А уже в декабре 99-го стимулирующее рост производства налоговое законодательство было отменено. И вместо него был принят закон "Об инвестиционой деятельности". Требующий для получения налоговых льгот выполнение большого числа бюрократических процедур в АВО. Уже как частное лицо я критиковал этот закон в газете "Деловое Поволжье": статья "Закон принят. Полюбят ли нас инвесторы?" (начало 2000 года, точной ссылки не нашел) и  статья "Крепостные инвесторы" (ДП от 15.01.2003). Провел экспертизу этого закона на коррупциогенность (ДП от 16.04.2008). И выступил с критикой закона на Совете директоров области 16 июня с.г. уже перед новым губернатором. Во всех описанных случаях какой либо реакции по факту я не увидел. Кроме, разумеется, того, теперь не вхож в этот самый Совет.
        6. В начале 2000-х темп потери позиций нашей области в рейтингах регионов по версии "Эксперта" усилился. И сейчас мы в окрестности второй и последней третей списка.
        7. Выводы. Поверхностные причины: а) установление практически полного контроля исполнительной власти над законодательной; б) превращение России из квазифедеративного государства в унитарное (назначение губернаторов) и корпоративное (повсеместное внедрение пропорциональной системы выборов депутатов); в) Глубинные причины: а) существенное повсеместное сращивание части бизнеса с силовыми и криминальными структурами; б) внедрение вдоль всей вертикали власти принципа "свободной лояльности" (терминология Н.С. Михалкова). Самая последняя из указанных причин и не дает нам надежды на перелом тенденции.
Tags: Деградация
Subscribe
promo moralg march 5, 2018 03:01 43
Buy for 30 tokens
Многие из нас вздрагивают, когда дорогу нам перебегает черная кошка. Но неприятных последствий обычно не возникает и мы быстро забываем о ней. Но два дня назад на северо-восток США обрушилась очередная буря и совершила совсем не очередное действо - сломала дерево, которое 227 лет назад посадил…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments