Давным-давно, когда регулятором рынка НПФ была еще Федеральная Инспекция НПФ при Минтруда России (1994-2004), регулятор мог аннулировать лицензию НПФ только после обращения в суд и принятия судом соответствующего решения. Закон того периода можно назвать законом мирного времени.
Поглотив Федеральную Инспекцию весной 2004 года ФСФР России провела необходимые ей поправки в законодательство и получила право аннулировать лицензию НПФ своим приказом. Эти поправки давали НПФ срок в восемь месяцев на самостоятельный полный расчет со всеми своими клиентами и кредиторами. А после всех расчетов предусматривали возможность самостоятельного преобразования НПФ в структуру с иными функциями. Но, самое главное, эти поправки оставляли за НПФ право обжаловать приказ ФСФР об аннулировании лицензии в судебном порядке.
Такой подход чем то похож на законы военного времени в отношении пленных, которым грозит неминуемая смерть из-за плохой кормежки и тяжелых работ за исключением случаев вмешательства внешних сил. Практика подтвердила это вывод (отстоять лицензию и продолжить свою работу за всю историю российских НПФ смог только один из них).
Жизнь, однако, не стоит на месте. И в сентябре прошлого года ФСФР была поглощена ЦБ России. Суровость последнего выразилась в том, что он провел множество поправок в законодательство о НПФ. Главная из замеченных СМИ этих поправок - принудительное преобразование некоммерческих НПФ в акционерные общества. Но общий объем этих поправок чудовищно велик.
А в отношении способа уничтожения НПФ поправки ЦБ перевели законодательство в аналог законов революционного времени. Теперь руководство ЦБ, подписав приказ об аннулировании лицензии НПФ, не позднее следующего дня отстраняет от дел руководство НПФ и для руководства этим НПФ назначает из своих людей временную администрацию. Которая за положение дел в Фонде никак не отвечает, но должна, проанализировав его финансовое состояние, совершить одно из двух действий (пп. 3.1 и 3.2 статьи 7.2 закона о НПФ):
а) если финансовое состояние НПФ абсолютно нормально, то передать дело в АСВ (Агенство по страхованию вкладов) на принудительную ликвидацию этого НПФ;
б) если финансовое состояние НПФ оставляет желать лучшего, то передать дело в арбитражный суд на банкротство этого НПФ.
В этом смысле приказ ЦБ об аннулировании лицензии НПФ означает приговор к высшей мере без права его обжалования. Исполняется который на следующий день после издания приказа. Все как в самые кровавые дни самых страшных революций.
P.S. Именно по такой революционно-террористической технологии 7 августа ЦБ "пустил в расход" два НПФ - "Индустриальный" и "Корабел". Утром 8 августа в креслах их руководителей сидели совершенно незнакомые им лица и командовали "парадом".
P.P.S. В действующем законодательстве в перечне оснований для аннулирования лицензии НПФ нет ни одного основания, опирающегося на факт неисполнения НПФ своих обязательств перед его клиентами (вкладчиками, участниками и застрахованными лицами). Все прописанные в законе основания для уничтожения НПФ - опоздания с предоставлением регулярной отчетности в ЦБ и неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний ЦБ по этому и другим чисто административным поводам.
Journal information