В далеком 98-м на глаза мне попалась заметка об источниках инвестиций в основной капитал предприятий США в 1997 году. В ней говорилось, что 56 % объема инвестиций в создание своего производственного капитала направили сами предприятия, 28 % пришло из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), 14 % из банков и 2 % из страховых компаний. Тогда объем накопленных в НПФ США ресурсов составлял примерно годовой ВВП США. Сегодня объем накопленных в НПФ России ресурсов составляет около 2 % годового ВВП страны, и этот ВВП в десять раз меньше американского.
Сегодня в общественной палате Волгоградской области прошли слушания по проблемам пенсионной системы России. Выступал и я. Говорил об инвестировании пенсионных ресурсов в экономику нашей области. Приводил факты, описывал технологию такого инвестирования, сравнивал с другими регионами России. Что и как конкретно - под катом.
Факты инвестиционной активности НПФ.
На моей памяти наши областные власти неоднократно поднимали вопрос об инвестировании в экономику области накопленных в НПФ пенсионных ресурсов. И даже несколько лет назад вслед за администрациями Волжского и Волгограда заключили соглашение с одним из столичных НПФ. В течение года-двух после этого инвестиции в пределах 20-30 млн. рублей в экономику области от этого НПФ имели место. В форме депозитов в банках. Но уже более двух лет ни от одного из более чем десятка активно работающих в нашей области крупнейших российских НПФ инвестиций в экономику области нет. Ни копейки. Даже в форме депозитов.
Тем не менее пенсионные ресурсы в экономике нашей области работают. Это ресурсы созданного волгоградскими предприятиями в 1994 году НПФ "Империя". По состоянию на начало 2011 года объем инвестированных этим НПФ в экономику области ресурсов составляет около 200 млн. рублей. И с годами он только растет.
Объективные причины, ограничивающие инвестиционную активность НПФ.
Столь различное поведение работающих на пенсионном рынке Волгоградской области многочисленных столичных и единственного волгоградского НПФ необходимо понять. Для этого сначала отметим, что пенсионные ресурсы бывают двух типов. Во-первых, это пенсионные накопления (ПН), являющиеся средствами накопительной части трудовой (государственной) пенсии. Во-вторых, это пенсионные резервы (ПР), являющиеся средствами корпоративного и индивидуального негосударственного пенсионного обеспечения.
По действующему законодательству ПН могут инвестироваться только через управляющие компании (УК). И только в торгующиеся на биржах акции и облигации достаточно "высокого качества" и депозиты банков, список которых утверждается государственными органами. Только вариант депозитов и может рассматриваться как инвестиционный ресурс для экономики области. В котором ПН направляются в экономику по цепочке НПФ => УК = > банк = > кредитование предприятий. Единственная волгоградская УК "ЗАО ФБ "Август" управляет очень малым объемом ПН, рассматривать которые в рамках данной статьи не имеет смысла. Всеми остальными ПН управляют столичные УК. И опыт показал, что рассчитывать на инвестиции в экономику области даже в форме депозитов в волгоградские филиалы банков рассчитывать вряд ли следует. Поскольку столичным УК делать это непосредственно в Москве гораздо удобнее.
Другое дело – пенсионные резервы. ПР можно инвестировать не только в упомянутые выше активы, но и в недвижимость и паи ПИФов, в том числе ПИФов недвижимости. При этом в депозиты, недвижимость и ПИФы инвестировать НПФ могут самостоятельно. Минуя УК. Именно так и поступает НПФ "Империя", инвестируя в экономику области через банковские депозиты около 150 млн. рублей. К сожалению, ни один из столичных НПФ так не поступает.
Есть и третий тип активов НПФ – имущество для осуществления уставной деятельности (ИОУД – аналог собственного капитала банков). Ограничений на инвестиции средств ИОУД законодательство практически не налагает. Так, из общего объема инвестиций НПФ "Империи" около 50 млн. рублей ИОУД инвестировано в недвижимость и акции волгоградской УК. О подобных же инвестициях ИОУД столичных НПФ сведений нет. Скорее всего потому, принимающие инвестиционные решения органы управления столичных НПФ не имеют интересов в волгоградской экономике.
Пассивность областных и городских властей. Сравнение с другими регионами.
Желание получить инвестиции сродни желанию собрать урожай. Но чтобы собрать урожай, надо сначала его вырастить. Но вот желания выращивать "урожай" предназначенных для инвестирования в экономику нашей области пенсионных ресурсов ни у областных, ни у городских властей не наблюдается. Хотя предложения об этом с моей стороны вносились и всем трем постсоветским мэрам Волгограда и двум первым губернаторам области.
Около трех лет назад актом первого вице-губернатора г-на Шилина А.В. Даже была создана комиссия для обсуждения этого вопроса. Но она ни разу не была им созвана. А уже актом нынешнего губернатора эта комиссия была ликвидирована. Хотя последнему я предлагал начать разговор о накоплении и использовании ресурсов НПФ.
Насколько мне известно, подобное положение вещей характерно для многих регионов России. Но далеко не для всех. Довольно активную позицию в этом вопросе занимают власти Татарстана, Белгородской и ряда других областей, Ханты-Мансийского нац. округа. Особенно интересен последний случай. Еще в 2003 году Ханты-Мансийский НПФ по объему ПР был меньше Волгоградского НПФ "Империя". Но уже через пять лет превосходил последний по тому же параметру раз в 20. И как раз за счет пенсионных ресурсов Ханты-Мансийского НПФ был дан серьезный толчок строительству жилья в регионе. Помимо широко развернутого дополнительного пенсионного обеспечения бюджетников региона.
Выводы.
Думаю, что изложенного в этой заметке фактического материала вполне достаточно для того, чтобы сделать нужные властям области и Волгограда выводы. Если им действительно необходимы сверхдлинные инвестиционные ресурсы НПФ для развития экономики подведомственных им территорий, то над их созданием и последующим инвестированием и надо работать властям в тесном контакте с руководстом НПФ.
Journal information