В Донбассе за независимость от Украины проголосовало примерно 80 % от числа принявших участие в референдумах. В Шотландии - 45 %, А в Каталонии, как и в Донбассе - 80 %. Причем в Каталонии за ее государственность (федерализацию) проголосовало 90 %, а за независимость от Испании уже упомянутые 80 % (все цифры приближенные).
Вряд ли кто в ЕС будет пытаться объяснить каталонские результаты массовыми фальсификациями. И тут возникают два вопроса. Во-первых, почему почти точно такие же результаты в Донбассе та же ЕС считает сфальсифицированными, а в Каталонии честными? И во-вторых, почему в Шотландии, еще накануне судя по опросам собравшейся голосовать за независимость, народ в большинстве своем высказался против независимости?
На мой взгляд и ответ на эти два вопроса не единственен. Во-первых, украинские власти в отношении референдума в Донбассе и испанские в отношении превращенного в опрос референдума в Каталонии действовали методом запрета. Практически не входя в диалог с народом. А в отношении референдума в Шотландии английские власти действовали методом обещания больших "пряников".
И во-вторых, в Шотландии властями Великобритании были применены методы "законной" фальсификации результатов референдума. Выразившиеся в разрешении голосовать малолеткам (с 16 лет) и не живущим в Шотландии ее уроженцам. В итоге предварительно-опросные 51-52 % за независимость Шотландии превратились в референдумные 45 %.
Мораль для центральных властей: Не хочешь развала государства - своевременно работай с населением сепаратистски настроенного региона, обещай ему большие "пряники" и принимай выгодное тебе спецзаконодательство для такого референдума.
Journal information