Морозов Александр Гавриилович (moralg) wrote,
Морозов Александр Гавриилович
moralg

Category:

Хроники госпереворота 1993-го. 6. Москва и Волгоград.

       Продолжу начатое постами от 27.01. (период с 89-го по середину августа 91-го), от 29.01. (с 19 августа по конец 91-го), от 04.02. (начало 92-го), от 07.02. (92-й до декабря м-ца) и от 18.02 (декабрь 92-го – август 93-го) описание событий и персоналий в России и нашей области. Опишу здесь последнюю фазу кризиса, начавшуюся блокировкой Белого дома и последующим разгоном Съезда и роспуском советов всех всех уровней (за вычетом Волгоградского областного и части республиканских) и завершившуюся выборами Федерального собрания и принятием Конституции на референдуме, а также выборами 1-й областной думы.

       Сразу оговорюсь, что заголовок этого раздела никак не отражает мою оценку событий конца сентября – начала октября 1993 года. Здесь термин "переворот" отражает лишь факт изменения в системе власти и в списке властвующих лиц с применением насилия. Подобно тому, как Ленин называл "октябрьским переворотом" то, что мы все позже называли "великой октябрьской социалистической революцией". Пока же события осени 1993 года общепризнанного или официального названия не получили. А пора бы уж.

       Кроме того должен предупредить, что большую часть событий этого этапа кризиса вынужден описывать по памяти. Поскольку у меня сохранилось мало документов, а рыться в архивах не хочу – это задача историков. Сказалось к тому же и то, что волгоградский областной совет, как не согласившийся с негласным указанием о самороспуске, буквально через несколько дней после завершения переворота оказался в информационном вакууме. В том числе – о существовании облсовета с середины октября местные СМИ практически не вспоминали.

     Вечером (в 20-00) 21 сентября президент Ельцин издал указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Опуская 2-страничную преамбулу, обосновывающую шаги президента, приведу основные положения указа:

1. Деятельность Съезда народных депутатов и Верховного совета прерываются и до начала работы нового 2-х палатного парламента (Федерального собрания) всем необходимо руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства. Конституция продолжает действовать в части, не противоречащей этому указу...

5. Выборы в государственную думу пройдут 11-12 декабря...

8. Полномочия представительных органов власти в субъектах РФ сохраняются...

10. Конституционному суду предложено не собираться до начала работы Федерального собрания (ФС)...

13. Генеральный прокурор назначается Президентом до начала работы ФС...

17. Настоящий указ вступает в силу с момента подписания.

      Собравшийся в тот же вечер под председательством Зорькина Конституционный суд признал, что указ № 1400 не соответствует десятку статей действующей Конституции, что служит основанием для отрешения Президента от должности. Собравшийся параллельно президиум ВС принял решения о прекращении полномочий Ельцина в качестве Президента России и наделении ими вице-президента Александра Руцкова (№ 5779-1), а также о созыве 22.09.93. внеочередного заседания ВС с повесткой дня "О государственном перевороте в РФ". На заседании ВС эти решения президиума были утверждены. Но поскольку импичмент Президента по действовавшей тогда Конституции может быть проведен только Съездом, то и решение ВС об импичменте, и указ Президента № 1400 о роспуске Съезда и ВС, не являлись конституционными.


       Первая реакция облсовета.

      Разумеется, область не могла не отреагировать на события в Москве. Малый совет 22.09.93. принял решение о созыве на следующий день чрезвычайной сессии облсовета. До начала сессии аппарат совета собирал информацию о позициях других регионов России. К полудню 23 сентября стала ясна позиция властей 42 из 89 регионов России, где уже были приняты решения сессий регсоветов. Во всех 42 регионах сессии регсоветов или их малые советы осудили указ № 1400 Президента Ельцина. Позиции администраций этих регионов распределились по иному. Главы 24-х регионов поддержали Указ, 2-х высказались против, 16-ти – воздержались от определения своей позиции. При этом органы власти большинства республик заняли позицию, которую можно сформулировать так: "мы живем по собственным конституции и законам".

      Сессия облсовета приняла решение, в котором:

1. Принималась к сведению позиция Конституционного суда по указу президента № 1400...

2. Сочтено необходимым провести досрочные выборы Президента и ВС до 01.02.1994г.

3. Признано, что решения Президента и ВС России, принятые после обнародования указа № 1400, должны исполняться на территории области только в том случае, если они подтверждены совместными решениями обладминистрации и облсоветом...

5. Сочтено невозможным полномочное участие председателя областного совета и главы администрации области в работе Совета Федерации.

6. Было предложено Ельцину, Руцкому и ВС отменить конфронтационные акты...

     Понятно, что это было чисто декларативное решение. Частично выходящее за пределы полномочий облсовета. И потому опротестованное губернатором. Но кто в те дни не выходил за пределы своих полномочий? Кворум на спешно созванной чрезвычайной сессии был на пределе. И перевес в голосах за это решение был не очень значительным. Последнее было обусловлено тем, что в поддержку актов Президента традиционно выступили не только большинство "демократов", но и по долгу уже новой службы часть старой номенклатуры.

    А 5-й пункт решения сессии требует, очевидно, пояснения. Дело в том, что указ Президента № 1400 предусматривал выборы только Госдумы. Совет Федерации предполагалось формировать из глав исполнительной и представительной (законодательной) властей регионов. И только 11 октября Президент отказался от этой идеи и назначил выборы в СФ. Возможно, под влиянием выявленной к тому времени позиции большинства председателей регсоветов, а также реально осуществленного самороспуска этих советов. А окончательно вынесенный на референдум вариант Конституции был опубликован лишь 10 ноября.


        Столкновения и жертвы в Москве.

       С момента обнародования указа № 1400 Белый дом, как резиденция ВС, был частично блокирован. Вплоть до 4 октября уровень этой блокировки только возрастал. Описание в СМИ всех столкновений между сторонниками ВС и Президента, происходивших во многих местах центральной части Москвы, довольно противоречиво. И, как ни странно, до сих пор пополняется неожиданными подробностями. Так, с полгода назад мне попалась на глаза статья в одной электронных газет, в которой утверждалось, что судя по баллистическим экспертизам в один из дней стрельба по сторонникам Президента велась с крыш зданий, находящихся на территории посольства США. Примыкающей к территории, занятой Белым домом. Поэтому эпизоды противостояния с малым количеством жертв не упоминаю.

      Основные, если считать по числу жертв, столкновения сторонников ВС и Президента имели место у телецентра в Останкино и непосредственно в Белом доме. У Останкино была расстреляна ночью практически невооруженная толпа. Это было видно и по передачам подконтрольных Президенту телеканалов. С числом погибших, судя по сообщениям СМИ, от 30 до 40 человек. Основные же жертвы были в результате обстрела Белого дома из танковых орудий. По официальным данным там погибло порядка 150 человек. Но в разговорах с уцелевшими сотрудниками аппарата ВС мне приходилось слышать о числе жертв этого обстрела от 500 до 800 человек. Где истина – не мне судить. О жертвах среди депутатов Съезда и ВС мне слышать не приходилось. На баррикадах, выстроенных поперек Тверской по призыву Гайдара, насколько мне известно, серьезных столкновений конфликтующих сторон и погибших тоже не было.

       После расстрела Белого дома основные противники Президента, включая Хасбулатова и Руцкого, были арестованы. Но находились под арестом менее 5 месяцев. В конце февраля 1994 года Госдума всех их амнистировала и они обрели полную свободу. Поскольку все следственные действия по событиям конца сентября – начала октября 1993 года были одновременно прекращены.


       Разгон советов.

      Реакция региональных и местных советов на описанные выше события в Москве показала Президенту, что опоры в советах он не имеет. Поэтому 9 октября 1993 года он издает указ № 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации". В котором предписывает реформировать эти органы в краях, областях, автономных округах, городах федерального значения (Москва, Питер), а также органы местного самоуправления. При этом в региональных органах представительной власти должно быть от 15 до 50 депутатов. Заметим, что республиканские (верховные) советы в приведенном выше списке не упомянуты.

       Пунктом 4-м этого указа деятельность всех советов ниже регионального уровня (городских, районных, сельских) было предписано прекратить. И выполнение их функций передать соответствующим администрациям. А 5-й пункт гласил: "В случае самороспуска Совета народных депутатов или невозможности выполнения Советом своих полномочий ввиду отсутствия необходимого кворума функции органа представительной власти временно осуществляет соответствующая администрация.". Простое сравнение п. 4 и п. 5 говорит, что п. 5 относится исключительно к региональным советам. И фактически настоятельно рекомендует региональным (кроме республиканских) советам самораспуститься.

       Этот вывод подтверждается и вышедшим 22 октября указом № 1723 " Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации". Пункт 3-й которого предписывает провести выборы в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ (за вычетом республиканских) в период с декабря 1993 г. по март 1994 года.

      Как же отреагировал на эти указы Волгоградский облсовет? Как ни странно, реакция облсовета оказалась упреждающей и неожиданной для Москвы. Новость о желании Президента распустить все советы витала в воздухе. И соответствующая работа с депутатами работниками администрации ВО велась. Хотя напрямую АВО меня об этом не информировала. Сессия облсовета для обсуждения новой политической конфигурации в России собралась до появления первого из упомянутых выше указов Президента (№ 1617 от 9 октября).

      Шабунин, как глава администрации области, публичной активности в этом русле не проявил. Сделал это вице-губернатор по строительному комплексу Иван Никитин (стенограмма его выступления у меня сохранилась). Не будучи депутатом облсовета, но сославшись на предопределенность решения этого вопроса в вечернем ТВ-выступлении Президента, он буквально "ребром" поставил вопрос о самороспуске облсовета. Утверждая, в частности, что "в последнее время в этом зале были приняты решения, которые привели к трагическим решениям Верховного Совета.". Обмолвился он и о готовности силовых структур к поддержанию порядка в области и к выполнению приказа "о помощи Москве". И завершил свое выступление заверениями о поддержке администрацией ВО уходящих депутатов в решении их социальных, финансовых и жилищных вопросов.

       Я понимал, что после такого выступления вопрос о самороспуске облсовета будет решен положительно. Но мне этого не хотелось. По причине свойств моего характера. Поэтому, воспользовавшись правами председательствующего, я произнес такую речь (за точность цитирования не ручаюсь, но смысл – точен): "Администрация области предлагает областному совету самораспуститься. Причина, я думаю, всем понятна. Это не столько ее предложение, сколько указание сверху. Но это не главное. Главное в том, что исполнительная власть не хочет брать на себя грех разгона облсовета. И предлагает нам совершить самоубийство. Я хоть и не крещеный, но христианин по воспитанию. И знаю, что самоубийство – грех. И что самоубийц не хоронят рядом с нормальными людьми. Поэтому вопрос о самороспуске областного совета я вести не буду. И подаю в отставку. А дальше сессию и вопрос о самороспуске будет вести Александр Александрович (первый зампредоблсовета Дильман). Если вы проголосуете за самороспуск облсовета, то и вопрос о моей отставке решать не придется. А если проголосуете против самороспуска, то следующим вопросом рассмотрите вопрос о моей отставке.".

       Завершив свое выступление я пошел и сел в партер на свое место (93-й избирательный округ). И сидел там более 2-х часов. Пока обсуждался вопрос о самороспуске. Не очень внимательно следя за дискуссией. После этого сессия проголосовала против самороспуска областного совета. И затем не приняла мою отставку. Какие еще вопросы обсуждались на этой сессии – точно не помню. На ней же или несколькими днями позже на Малом совете было принято решение о назначении выборов в новый представительный орган власти области 12 декабря одновременно с выборами в Госдуму. А многие депутаты последнего облсовета до сих пор не без улыбки, а порой – не без смеха, при встречах со мной вспоминают эпизод сравнения самороспуска с самоубийством и его последствия.

       Имели ли в России место еще подобные случаи неподчинения указанию верховной власти о самороспуске региональных советов? Республики обсуждать не будем – их ни указы, ни указания не касались в силу признаваемой Президентом их суверенности. Я задавал этот вопрос бывшим аппаратчикам ВС уже в начале 1994 года. Их ответы сводились к тому, что региональные советы не самораспустились только в русских регионах, объявивших до середины 1993 года себя республиками (Вологодская, Свердловская и Челябинская области и Приморский край).

      Местные же советы после 9 октября были повсеместно распущены. Особых проблем с трудоустройством при этом не возникло. Поскольку на освобожденных должностях в них работало по 1 – 2 человека (кроме как в Волгоградском городском). Многих предрайсоветов забрал в организуемое с нуля волгоградское отделение федерального казначейства Дильман. Ну а выборы в новые районные и городские советы прошли уже гораздо позже, чем в первую областную думу.

       Несмотря на формальное сохранение полномочий облсовета реальная его работа быстро затухала. Часть депутатов и председателей комиссий, работавших в облсовете на постоянной основе, нашла себе место в рядах сотрудников органов исполнительной власти. Зампредоблсовета Беспалов стал председателем комитета АВО по образованию, а Дильман возглавил создаваемое областное отделение федерального казначейства. Сотрудники аппарата облсовета тоже уходили в АВО и другие организации. К концу ноября помещения облсовета заметно обезлюдели. Все вопросы решались в АВО. Осталось решить только вопрос о нарезке избирательных округов для выборов первой облдумы. В недрах АВО вызрел вариант на 21 округ. Но в нем колебания числа избирателей от округа к округу превышало 15 % от средней величины. А закон не допускал колебаний больше 10 %. Я разработал вариант в 32 топологически связанных округа с колебаниями числа избирателей заметно менее 10 %. Его и приняли на совместном заседании Малого совета облсовета и коллегии администрации области 28 октября 1993 года.

       Осталось подумать о себе. Зашел посоветоваться с Шабуниным. Отдавая, конечно, себе отчет в том, что фокус с отказом облсовета самораспуститься наверняка поставил крест и на моей политической карьере и на его расположении ко мне. Последнее – не по его личным качествам, а потому, что мог навлечь на него гнев ЕБН за невыполнение указания о самороспуске облсовета. Шабунин в ответ предложил мне место своего зама по социальным вопросам. То есть должность, занимаемую в то время Анатолием Егиным. Я, естественно, отказался. Сказав, что "на занятое место не пойду". На этом и расстались.

      Поскольку за два года я стал в области достаточно известен, то решил баллотироваться в Совет Федерации. Область на этих выборах представляла собой единый округ на два депутатских места. В нем уже были зарегистрированы два сильных кандидата – губернатор Шабунин и мэр Волгограда Юрий Чехов. Я стал третьим. Но были еще несколько кандидатов. Опросы говорили о том, что у губернатора было абсолютное преимущество, а у меня и Чехова шансы были почти равными с небольшим преимуществом у меня. Для подстраховки решил баллотироваться и в областную думу. Практически во всех округах уже были зарегистрированы по 2-4 кандидата и, в том числе, друзья по облсовету. Но нашелся округ, состоящий из Быковского и Николаевского районов, где был только один кандидат – экс-председатель Николаевского райсовета. Там и зарегистрировался. Но агитационных поездок почти не делал. Поскольку административного ресурса уже не имел (райсоветы были распущены). А административные ресурсы районных администраций работали не в мою пользу.

      Наступил и закончился день голосования и референдума по Конституции – 12 декабря. Поздно вечером на всех главных ТВ-каналах началось шоу, посвященное победному шествию по России референдума по Конституции. Началось, разумеется, с Дальнего востока. И предполагалось, что будет всенощным. Но в первой пятерке регионов цифры одобривших проект Конституции ложились в интервал 46–49 %. С экрана раздался возглас: "Россия, ты одурела?". И через несколько минут шоу прекратилось.

        Наутро я зашел к Шабунину поинтересоваться итогами выборов. Увидел, результаты, которые он назвал предварительными. За проект Конституции проголосовало немногим более 47 %. В Совет Федерации Шабунин получил более 700 тысяч голосов, а Чехов и я практически одинаковое – по 200 с небольшим тысяч. С разницей в несколько десятков голосов (в чью пользу – не помню). В облдуму я выигрывал у соперника несколько процентов. Через два дня я увидел окончательные цифры по области. За конституцию – более 51 %, Чехову в СФ я проиграл порядка 3-4 тысяч голосов, а мое преимущество над соперником при выборах в облдуму сократилось до менее чем одного процента. Начиналась новая жизнь.




Фото:   Предоблсовета Морозов слушает речь вице-губернатора Никитина, призывающего облсовет к самороспуску. В его мозгу созревает ответный спич о сопоставлении самороспуска самоубийству.

Tags: История, Политика
Subscribe
promo moralg march 5, 2018 03:01 43
Buy for 30 tokens
Многие из нас вздрагивают, когда дорогу нам перебегает черная кошка. Но неприятных последствий обычно не возникает и мы быстро забываем о ней. Но два дня назад на северо-восток США обрушилась очередная буря и совершила совсем не очередное действо - сломала дерево, которое 227 лет назад посадил…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →