Сотрудники ин-та Земли Колумбийского университета утверждают, что катализатором событий в Сирии явилась засуха 2006-10 годов и спровоцированные ею сдвиги в экономике и поведении населения Сирии. Понятно, что этим тезисом сделана попытка скрыть главный катализатор - политику Штатов. Но и этой точке зрения трудно отказать в объективности. Истина, как часто бывает, лежит между этими крайними утверждениями.
Но в связи с обвинением климатических изменений в возбуждении гражданской войны в Сирии вспомнил о гораздо более серьезных климатических и иных процессах, приведших к монгольским нашествиям 13-го века, а также к зарождению ислама и христианства.
1. Не секрет, что в 9-12 веках Землю постигло глобальное потепление совсем не антропогенного характера. Свидетельствами чего, в частности, явились:
а) Открытие Эриком Рыжим Гренландии как острова, на многие версты от берега покрытого тайгой. Переходящей затем в тундру и ледники. Тайги и след ныне простыл, а полоска тундры стала очень узкой.
б) Экспансия славян из Киевской Руси на северо-восток. Приведшая через века к образованию Московского государства,
в) Установление в степной полосе Азии теплого и влажного климата, приведшего к взрывному росту численности монгольского населения. С последующей его экспансией под предводительством Чингизхана на юг (Китай, Средняя Азия) и в Европу.
2. Неоднократно встречал утверждение, что в 6-7 веках Ближний восток и Аравийский полуостров постигла длительная и жестокая засуха. И рождение религии на хорошо известном тамошнему народу Авраамическом базисе с явно экспансионистким оттенком стало, на мой взгляд, ответом на природный катаклизм. А уже менее чем через век ислам и его приверженцы распространили свое влияние на весь Ближний Восток и всю Северную Африку.
3. Евреи в Израиле в течение более чем полутора веков непосредственно до начала нашей эры находились под практически непрерывным иностранным владычеством (сначала греческим, а затем римским). И жить по заветам Моисея, сформулированным для свободного народа, в этих условиях было крайне непросто. Движение Иоанна Крестителя, Иисуса Христа и их последователей были, на мой взгляд, по своей сути реформаторским движением внутри иудаизма. Пытавшимся привести идеологию иудаизма в соответствие с практикой жизни. Как через полтора тысячелетия движение основателей протестантской ветви христианства стало попыткой привести идеологию католического варианта христианства в соответствие с практикой нарождающихся капиталистических отношений в обществе.
Могу, конечно, и ошибаться.
Journal information