Первая республика (1994-99).В первом приближении можно утверждать, что в 1994-99 годах в политической жизни России дух принятой в декабре 1993 года Конституции России в основном соблюдался. За малыми исключениями. Но экономическая политика расшатывала государство. А декларативность и весьма расплывчатые формулировки статей Конституции не позволяли поставить этому какой либо заслон.
Переходный период (2000-03). Уже в 2000-м были учреждены не предусмотренные Конституцией федеральные округа. Как предварительный шаг к унитаризации государства. Возможно, что начавшийся рост цен на нефть несколько затормозил этот процесс. Но эта пауза дала Путину возможность "равноудалить" негосударственных олигархов и поставить под контроль основные СМИ.
Вторая республика (2004-11). Трагедия в Беслане создала повод для быстрой и полной унитаризации государства. Выборы губернаторов были отменены и их стал назначать президент (а предвыборные бюджеты губернаторов потекли из регионов в АП). Эволюция законодательных органов России и ее регионов стала определяться в АП и, в силу текучки кадров в последней, приобрела хаотичный характер. А полномочия законодательных органов регионов были существенно урезаны. В результате название и содержание главы 3 Конституции "Федеративное устройство" наполнились бессмысленно-издевательским смыслом.
Третья республика (2012 - наст. время). Принятые в умопомрачительном темпе в мае-июле 2012 года федеральные законы о митингах, НКО - иностранных агентах и о многом другом явно детализировали положения главы 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина". И детализировали именно лишением человека и гражданина его прав и свобод. Формально глава 2 Конституции этими законами не нарушалась. Поскольку ее текст носит исключительно декларативный характер. Но дух ее через призму фактического правоприменения упомянутых законов был явно извращен.
Прошло лишь три года со старта 3-й республики. Но ее развитие оказалось весьма бурным. И наибольшим достижением этого этапа стало практически полное уничтожение местного самоуправления (глава 8 Конституции) и переподчинение его останков региональным властям. То есть, губернаторам. А из незавершенных к сему дню преобразований следует отнести уничтожение арбитражной компоненты судебной ветви власти.
Что осталось пока не тронутым в Конституции? Разумеется, главы 4-я "Президент Российской Федерации" и 6-я "Правительство Российской Федерации". А также абсолютно декларативная 1-я глава "Основы конституционного строя". Любые потенциальные изменения главы о Правительстве вряд ли стоит рассматривать как качественное изменение государственной системы. А на полномочия Президента, скорее всего, никто не покусится.
По этим причинам четвертой республики в рамках нынешней Конституции в России не будет. Будет лишь дальнейшее развитие третьей республики.
За исключением варианта объединения двух высших государственных должностей - президента и председателя правительства. Как это сделано в США. Но такой подход противоречит и российской и советской политической традициям. И потребует новой Конституции. На что нынешний президент России вряд ли согласится.
Journal information