Морозов Александр Гавриилович (moralg) wrote,
Морозов Александр Гавриилович
moralg

Category:

Для большой религии нужна, по-видимому, глубокая идея.

      Сикхизм соединяет в себе элементы ислама и индуизма. Так получилось. И оказалось полезным для жителей Пенджаба. Но такая смесь не несла принципиально новой идеи. И за пределы Пенджаба сикхизм практически не вышел.
Оригинал взят у iov75 в Сикхи



Последователей этого религиозного учения насчитывается в мире более двадцати миллионов человек. Наибольшее число верующих сосредоточено в Индии. Но это не мусульмане, не индусы, не буддисты. Они называют себя сикхами.

Сикхи — это не этническая принадлежность. Исторически сикхизм приняли жители индийского штата Пенджаб в позднем Средневековье. Когда это произошло, на территории Пенджаба проживали разные этнические группы. Единственное, что их объединяло, — язык, который называется пенджаби. На северо-западе Индии проживало много мелких местных племён. Из множества местных диалектов и сложился общий язык. В основном пенджабцы склонялись к индуизму, как и жители южной Индии. Но из соседних арабских стран все больше наступал ислам.

Проповедь Нанака

В 11-13 веках во всей северной Индии (в том числе в Пенджабе) установилась власть мусульманских султанов. Они создали сильное государство, способное противостоять монгольскому нашествию с северо-востока. Однако со временем Делийский султанат ослабел и на его руинах возникла империя Великих Моголов.
Завоеватели исповедовали ислам. С иноверцами они обращались безжалостно. Неудивительно, что племенные вожди постоянно поднимали бунты. Но объединить их для борьбы с завоевателями могли только сильный духовный лидер и единая вера. И такой лидер появился в конце 15-го — начале 16-го века. Его называли учитель (гуру) Нанак. Нанак проповедовал любовь к богу (бхакти). Последователи Нанака называли себя учениками (сикхами). А их религия, соединившая элементы индуизма и ислама, стала называться сикхизмом.
Учитель Нанак происходил из богатой семьи торговцев. Его родители были индусами. Согласно обычаям, он должен был занять достойное место среди представителей своей касты. Однако молодой человек был увлечён духовными исканиями. Вместо того чтобы заняться торговлей и остепениться, Нанак роздал все своё имущество беднякам.
Как полторы тысячи лет ранее другой учитель мудрости, Нанак воскликнул: «Нет ни индуса, ни мусульманина», и призвал объединяться ради любви к Всевышнему.
Гуру уверял, что в поисках бога совсем не нужно уходить в дикие леса и бесплодные пустыни. Бог и так пребывает везде, нужно только хорошо поглядеть вокруг себя и не забыть заглянуть в собственную душу. Не нужно отказываться и от своих повседневных занятий — любой труд приближает к богу, если бог пребывает в сердце. Нет труда достойного и недостойного, угодного богу и неугодного ему. Как нети никакой разницы между людьми по кастовому признаку. Нет даже непреодолимых различий между религиями. В кастовом обществе призыв к подлинному равенству прозвучал как удар бича. Как это принадлежность к касте не имеет значения? Как это — сидеть за трапезой с неприкасаемыми и не оскверниться?! Брахманы-индусы так возмутились, что даже стали слать жалобу за жалобой.

Страна воинов

Поначалу община Нанака была невелика. Она обосновалась в городке Картапур. Верующие собирались дважды в день для проповедей и чтения священных стихов, вместе пели гимны своему богу не имеющему имени, вкушали совместные трапезы. В остальное время каждый из них занимался своим трудом. Для того чтобы стать учеником, то есть сикхом, нужно было пройти несложный ритуал — омыться водой, в которой гуру мыл свои ноги. В 1539 году Нанак умер, но перед смертью передал свой пост второму по счету гуру — Ангаде. Последовательно, один за другим, этот пост занимали десять учителей. Последний из них, Гобинд Сингх, передал всю власть самой общине.
Жизнь на завоёванных территориях была для сикхов сложной. На протяжении 16-17 веков община росла численно, заполучала все новых и новых членов и даже основала богатый торговый город Амритсар. Учение сикхов тоже углублялось, обрастало ритуалами, получало новые толкования. Росла и сплоченность между людьми. Все больше они ощущали себя единым народом с единой верой. И когда на их землю и на их веру стали посягать афганцы и правители империи Великих Моголов, сикхи взялись за оружие.
Поводом для войны стала казнь вождя сикхов Банда. Склонить головы перед силой и произволом сикхи не пожелали. Они разделили свою землю на двенадцать мискалей и сражались за свою свободу ещё около столетия. В 1767 году они создали собственное государство. Все его жители в определённом смысле были братьями и сёстрами. Все мальчики получали отчество Сингх, а девочки — Каур. Все мужчины государства сикхов были отличными воинами. Искусству защищать отечество их обучал и с детства.
Постоянные стычки с противником сделали из них хорошо организованное войско, готовое вступить в бой в любой момент. И такой момент наступил. Когда, казалось бы, угроза от северных соседей была устранена, а империя Великих Моголов завершила своё существование, пришли колонизаторы-англичане. Пенджаб был присоединён к британской Индии и стал обычной колонией. Правда, англичанам пришлись по душе отвага и военная выучка сикхов. Так что постепенно они перетянули военных вождей сикхов на свою сторону и пополнили свою армию местным контингентом.

Основы веры

Вера в единого всемогущего бога у сикхов соединяется с верой в карму, бессмертную душу и свободную волю. Бог сикхов существовал всегда и никем не был сотворён, он был Абсолютом. Но такое существование ему наскучило, и он стал богом-творцом. Он сотворил и сам мир, и все в этом мире — природу, людей, книги, музыку…
Гимны записаны в священной книге «Ади Грантх». Кроме священных стихов, в этой книге записаны проповеди первых десяти гуру. Вообще, считается, что в ней заключены все учение сикхов и вся божественная мудрость.
Сикхи не верят ни в загробную жизнь, ни в рай, ни в ад, ни в воздаяние за грехи или благие дела после смерти. Всё гораздо проще: когда человек умирает, его душа возвращается к богу и пребывает с богом. Главная задача человека — любить своих ближних и прославлять своего бога. Для того чтобы стать сикхом, не нужно родиться сикхом. Достаточно верить в бога и его любить. Но каждый неофит должен пройти через ритуальное омовение, которое европейцы по аналогии называют крещением. Кроме того, каждый сикх должен носить пять ритуальных предметов или пять «К»: нестриженые волосы под чалмой (кеш), гребень для их поддержки (канг-ха), стальной браслет на руке (кара), короткие штаны под одеждой (качх) и также под одеждой — кинжал или короткий меч (кирпан), чтобы быть всегда готовым постоять за справедливость и веру. Своих мертвецов сикхи не хоронят в земле, тела покойников они сжигают на костре, а пепел развеивают над водой.
Современные сикхи внешне очень отличаются от индусов. Мужчины носят специфическую национальную одежду и никогда не стригут бород. Свои пышные бороды они тщательно укладывают и подвязывают к подбородку. Женщины носят длинные юбки и особым образом повязывают платки. С индусами у сикхов сложились непростые отношения. Периодически сикхи вспоминают, что были насильно присоединены к этому государству и не смогли обрести независимость после распада колониальной империи британцев. А поскольку по традиции мужчины-сикхи занимают в индийской армии командные посты, то нередко они начинают акции, направленные на отделение от Индии. Самый известный случай — когда в 1984 году во время военного мятежа высокопоставленный сикх убил премьер-министра Индии Индиру Ганди.


Источник: Тайны религий
Tags: Религии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo moralg март 5, 2018 03:01 47
Buy for 30 tokens
Многие из нас вздрагивают, когда дорогу нам перебегает черная кошка. Но неприятных последствий обычно не возникает и мы быстро забываем о ней. Но два дня назад на северо-восток США обрушилась очередная буря и совершила совсем не очередное действо - сломала дерево, которое 227 лет назад посадил…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments