На протяжении более 20 лет негосударственные пенсионные фонды должны были быть и реально были некоммерческими организациями. Учредители которых не имеют права получать никаких дивидендов и цель которых - максимизация доходности пенсионных накоплений. Для чего закон предписывал НПФ распределять на пенсионные счета граждан и организаций не менее 85% дохода от инвестирования пенсионных средств, а остаток позволял использовать на свое функционирование.
Однако, в 2014 году закон предписал всем НПФ преобразоваться в акционерные общества. Многие НПФ уже завершили эту процедуру. И тут наша власть с удивлением обнаружила на опыте, что основной целью акционерных обществ является максимизация прибыли для акционеров.
Возникло, тем самым, неустранимое противоречие между двумя декларируемыми действующим законодательством основными целями.
[ Что же делает наше дорогое правительство?...] Пишет поправки к закону о НПФ. Разумеется, не о возврате НПФ из статуса АО в статус НКО. Ибо такой шаг стал бы публичным признанием совершенной три года назад стратегической ошибки.
Оно пишет поправки к закону о НПФ. В которых устанавливает право Банка России "на основании мотивированного суждения, в том числе и об экономически обоснованном уровне доходности средств пенсионных накоплений или средств пенсионных резервов" судить о том, правильно ли НПФ определил доходность пенсионных инвестиций и, соответственно, правильно ли начислил доход на пенсионные счета. Никакого алгоритма составления Банком России мотивированного суждения законопроект не описывает.
И если НПФ по "мотивированному суждению" ЦБ вычислил доходность накоплений будущих пенсионеров неправильно, то ЦБ, как регулятор рынка, получает право приказывать НПФ восполнить потери будущих пенсионеров. Неважно за чей счет. Не хватит средств у самого фонда - значит, за счет акционеров. А в случае неисполнения приказа ЦБ получает право наказывать НПФ. Вплоть до высшей меры.
Не знаю, как вы, а я в такой концепции устранения неустранимого противоречия не вижу механизма его устранения, но вижу огромный коррупциогенный потенциал. В чьих руках - очевидно.
Journal information