Морозов Александр Гавриилович (moralg) wrote,
Морозов Александр Гавриилович
moralg

Вопросы и ответы. Что важнее в реальной жизни?

      С детства нас учат и заставляют отвечать на вопросы. А наши попытки задавать вопросы в той или иной степени придавливают. Родители обычно мягко, в школе - жестче, а на низших ступенях в армии и на работе с максимальной жесткостью.

      А между тем привычка и особенно умение задавать вопросы весьма способствует развитию мозгов человека. Начал я это подозревать годам к 25, а лет через 10-15 эти подозрения превратились в уверенность. Сначала в профессиональной сфере, а затем и в общежитейском взаимодействии с разными людьми.

      И вот сегодня утром попался на глаза пост со статьей некоего Джонатана Сакса, утверждающей практически тот же тезис на примере устройства иудаизма. С основной посылкой которого, но не со всеми деталями, вынужден согласиться.

Оригинал взят у mumis34 в Иудаизм представляет собой веру, основанную на вопросах


Оригинал взят у moshekam в Иудаизм представляет собой веру, основанную на вопросах


Британский историк Пол Джонсон охарактеризовал иудаизм как «древнейшую и высокоэффективную социальную машину по производству интеллектуалов». И объяснял это тем, что во главу угла евреи всегда ставили образование. Уже тысячелетия назад для детей работали хедеры – прообразы нынешних школ. Для молодежи – иешивы, ставшие предтечей вузов и колледжей. Для людей среднего и старшего возраста – колели, до сих пор не нашедшие аналога в нееврейской среде. Таким образом, евреи учились всю жизнь, преподавание считали высшим призванием в жизни человека, знание стало главным мерилом. И по сей день вопросу: «Где будет учиться наш Боренька?» в любой еврейской семье уделяется огромное значение.

Откуда такая невероятная тяга к знаниям, родившаяся еще, по сути, чуть ли не в первобытном обществе? Однажды лауреата Нобелевской премии по физике Исидора Раби спросили во время интервью:
– Почему вы стали ученым?
– Ученым меня сделала мама, сама того не ведая, – ответил он. – Матери моих одноклассников спрашивали у них после школы: «Что ты сегодня выучил?» А моя мама интересовалась, задал ли я в течение дня хоть один интересный вопрос учителю. Так я и стал ученым – благодаря умению задавать хорошие вопросы.

Поразительно, но иудаизм как религия не требует слепого послушания! Ещё более неожиданный факт – в иврите, на котором сформулированы 613 заповедей, выведены тысячи законов, предписаний и постановлений мудрецов, вовсе нет слова, означающего «повиновение». В XIX веке, когда иврит возрождался в качестве современного языка, для обозначения «повиновения» использовали арамейское слово лецайет. В Торе же используется слово шма, которое скорее переводится как «внимай» и «понимай». Сама структура еврейского сознания диктует – надо сначала разобраться, прежде чем повиноваться.

В большинстве традиционных культур задачей родителя являются наставления, поучения и наказы, а обязанностью детей – послушание. Старинная английская пословица гласит: «Детей должно быть видно, но не слышно», а одна из христианских доктрин постулирует, что «сын должен во всем повиноваться отцу». Сократ, который всю жизнь учил людей задавать вопросы, был проклят жителями Афин именно за то, что «испортил молодое поколение», и оно всё теперь ставит под сомнение. Иудаизм же представляет собой редчайшее явление – веру, основанную на вопросах, которые должны, казалось, подорвать основы самой веры.

«Ду фрегст а гуте каше!» – «Ты задал хороший вопрос!» – нередко эту фразу можно услышать в любой иешиве. Как-то дипломированный психиатр раввин Авраам Тверский рассказывал, что в молодости учитель показательно ставил под сомнение и ниспровергал любые его утверждения, дабы научить критически мыслить и передать способность смотреть на вещи с разных сторон.

Многим претит эта еврейская особенность – всё время задавать вопросы, причем тяжелые, болезненные, казалось бы, неуместные, о которых хотелось бы забыть, отгородиться. Но эта способность – прямое и самое главное повеление Торы. В библейской главе «Бо», которую иудеи всего мира читают на этой неделе и в которой повествуется о «казнях египетских» и последнем этапе перед Исходом евреев, говорится о вопросах несколько раз. «Когда спросят вас ваши дети, что за служение у вас, ответьте им: “Это жертва Г-споду, ибо Он спас дома сынов Израиля в Египте и поразил дома египтян”». И далее снова: «Если завтра сын спросит тебя, что всё это значит, ответь ему: “Силой руки своей вывел нас Г-сподь из Египта”».

Эти отрывки вошли в текст Пасхальной Агады, которая, к слову, сама начинается со знаменитых четырёх вопросов, которые дети задают родителям. Да и значительная часть всего библейского текста состоит из вопросов. «Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?!» – обращается к Творцу Авраам. «Зачем Ты навел беду на этот народ?» – вопрошает Моисей. «Почему вероломные благоденствуют?» – недоумевает пророк Ирмиягу. А книга пророка Иова в основном из одних вопросов и состоит. Культура вопроса – вот что должны родители воспитывать в детях. Это крайне важный навык – умение задать правильный вопрос!

Однако далеко не на все вопросы есть ответы, и этому тоже надо научить детей. Некоторые ответы к нам приходят лишь по прошествии лет и с приобретением жизненного опыта. Поиск ответов требует особых интеллектуальных усилий, но многое мы просто не в состоянии постичь на данном этапе своего развития в силу своей ограниченности. Исаак Ньютон, основавший современную науку, говорил: «Не знаю, как меня воспринимает мир, но сам себе я кажусь мальчиком, играющим на морском берегу, который развлекается тем, что время от времени отыскивает более пёстрый камешек, чем другие, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным».

Лорд Джонатан Сакс



P.S. Христианство - первая ветвь на древе иудаизма. Может быть поэтому по выходе из средневековья страны, исповедующие христианство, вырвались в своем развитии вперед?

Tags: История, Образование, Религии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Чем могу быть полезен?

    Еще Козьма Прутков говаривал: Специалист подобен флюсу, полнота его одностороння. К середине 1980-х я тоже стал подобен флюсу, что было…

  • Зуд переименований...

    Большевики хотели построить новый мир. Взамен ими разрушаемого. И для этого массово переименовывали улицы, поселки, города, регионы и государства.…

  • Об условиях для зарождения Жизни на планетах и их спутниках.

    В этом году моя внучка Александра закончила лицей № 5 Волгограда (бывшая школа № 8). В знак признательности предложил руководству лицея рассказать…

promo moralg march 5, 03:01 25
Buy for 20 tokens
Многие из нас вздрагивают, когда дорогу нам перебегает черная кошка. Но неприятных последствий обычно не возникает и мы быстро забываем о ней. Но два дня назад на северо-восток США обрушилась очередная буря и совершила совсем не очередное действо - сломала дерево, которое 227 лет назад посадил…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments