Опыты команды ученых из США и Германии показали, что собаки по уровню социального интеллекта ближе к двухлетним детям, чем ближайшие родственники человека – шимпанзе.
Согласно гипотезе культурного интеллекта, разум взрослых людей отличается от животных во многих смыслах, но эти отличия возникают главным образом потому, что у человека рано развиваются социально-когнитивные навыки. Они позволяют ему эффективно общаться с себе подобными, например следовать за другими и привлекать к себе их внимание, таким образом через социальное взаимодействие усваивая новые навыки.
В 2,5 года дети уже смышленее собак по части социальных навыков. Поэтому ученые решили сравнить двухгодовалых детей, собак и шимпанзе как ближайших родственников человека, чтобы выяснить, демонстрируют ли они одинаковый культурный (коммуникативный) интеллект.
Для этого ученые провели серию тестов с 552 собаками, среди которых были и домашние питомцы, и собаки-поводыри, и служебные собаки, натренированные на поиск взрывчатки. Тесты представляли собой ряд испытаний, в которых животному требовалось выбрать или найти спрятанный объект (игрушку или лакомство) либо самостоятельно, либо с помощью человека, следя за его жестами, движениями и тоном голоса. Во втором случае как раз требовалось применение навыков коммуникативного интеллекта.
Например, собаке нужно было выбрать, к какому человеку подбежать, на основании тона его голоса, или найти объект, на который указывает человек, или обойти препятствие кратчайшим путем.
Подобные же тесты провели со 105 двухлетними детьми и 106 шимпанзе, которые содержались под присмотром ученых в нескольких африканских заповедниках.
В каждом случае измерялись следующие факторы: продолжительность взгляда испытуемого на лицо человека, когда испытуемый искал предмет; пространственная память при поиске спрятанной еды; ингибирующий контроль (способность остановиться на пути к награде, если возникает неожиданное препятствие и предыдущее поведение становится неэффективным); навыки различения объекта и его признаков и чувствительность к коммуникативным жестам — взгляду, протягиванию руки и т.п. Именно этот последний фактор считается ключевым достижением человеческого познания, который отличает наш вид от других человекообразных обезьян.
Затем ученые провели сравнительный статистический анализ навыков, продемонстрированных детьми, шимпанзе и собаками во всех экспериментах.
Выяснилось, что дети и собаки намного больше похожи по части понимания указаний, чем дети и обезьяны. Результаты собак были похожи на результаты детей не только на уровне вида, но и на уровне индивидуальных различий. Однако в тестах на пространственное мышление с применением предметов физического мира преуспели, наоборот, обезьяны.
По мнению ученых, наиболее правдоподобное объяснение этому феномену — конвергентная эволюция, при которой два вида так долго сосуществовали вместе, что развили одинаковые навыки для взаимодействия. К тому же человек постоянно проводил селекцию собак на основе их дружелюбного темперамента, терпимости, способности понимать невербальные жесты и низкого уровня агрессии. Возможно, эти навыки появились у собак на ранних этапах их эволюции, а возможно, были унаследованы еще от волков. Чтобы это понять, говорят ученые, требуются соответствующие эксперименты с волками.
via
В 2,5 года дети уже смышленее собак по части социальных навыков. Поэтому ученые решили сравнить двухгодовалых детей, собак и шимпанзе как ближайших родственников человека, чтобы выяснить, демонстрируют ли они одинаковый культурный (коммуникативный) интеллект.
Для этого ученые провели серию тестов с 552 собаками, среди которых были и домашние питомцы, и собаки-поводыри, и служебные собаки, натренированные на поиск взрывчатки. Тесты представляли собой ряд испытаний, в которых животному требовалось выбрать или найти спрятанный объект (игрушку или лакомство) либо самостоятельно, либо с помощью человека, следя за его жестами, движениями и тоном голоса. Во втором случае как раз требовалось применение навыков коммуникативного интеллекта.
Например, собаке нужно было выбрать, к какому человеку подбежать, на основании тона его голоса, или найти объект, на который указывает человек, или обойти препятствие кратчайшим путем.
Подобные же тесты провели со 105 двухлетними детьми и 106 шимпанзе, которые содержались под присмотром ученых в нескольких африканских заповедниках.
В каждом случае измерялись следующие факторы: продолжительность взгляда испытуемого на лицо человека, когда испытуемый искал предмет; пространственная память при поиске спрятанной еды; ингибирующий контроль (способность остановиться на пути к награде, если возникает неожиданное препятствие и предыдущее поведение становится неэффективным); навыки различения объекта и его признаков и чувствительность к коммуникативным жестам — взгляду, протягиванию руки и т.п. Именно этот последний фактор считается ключевым достижением человеческого познания, который отличает наш вид от других человекообразных обезьян.
Затем ученые провели сравнительный статистический анализ навыков, продемонстрированных детьми, шимпанзе и собаками во всех экспериментах.
Выяснилось, что дети и собаки намного больше похожи по части понимания указаний, чем дети и обезьяны. Результаты собак были похожи на результаты детей не только на уровне вида, но и на уровне индивидуальных различий. Однако в тестах на пространственное мышление с применением предметов физического мира преуспели, наоборот, обезьяны.
По мнению ученых, наиболее правдоподобное объяснение этому феномену — конвергентная эволюция, при которой два вида так долго сосуществовали вместе, что развили одинаковые навыки для взаимодействия. К тому же человек постоянно проводил селекцию собак на основе их дружелюбного темперамента, терпимости, способности понимать невербальные жесты и низкого уровня агрессии. Возможно, эти навыки появились у собак на ранних этапах их эволюции, а возможно, были унаследованы еще от волков. Чтобы это понять, говорят ученые, требуются соответствующие эксперименты с волками.
via
Journal information