Капитал, как известно, стремится вложиться в те страны, где налоги малы и рабочая сила дешева. На этом свойстве, в частности, Китай из полузамухрышки стал всемирной фабрикой. Но на пространстве ЕАЭС, в которое помимо России входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия, эта закономерность оказалась не работающей. А внутри России оказалась работающей совсем другая "закономерность".
Как нам доложил Евразийский Банк Развития (ЕАБР), компании по ожиданиям аналитиков могли бы переезжать, например, из России, где уровень налоговой нагрузки в 2008–2014 годах в среднем составлял 34% ВВП, в Казахстан с нагрузкой в 14%. Но за три года с 2013-го по 2016-й число российских предприятий выросло в Казахстане с 10,7 тысяч лишь до 11 тысяч. Причем практически все эти 11 тысяч суть малый бизнес и импортеры. Явная загадка?
Другой пример - внутрироссийский. Налоговый режим внутри страны практически однороден. Поскольку права регионов хоть как-то регулировать ставки поступающих в их бюджеты налогов весьма ограничены. И, тем не менее, за последние годы из юрисдикции моей родной Волгоградской области в юрисдикции других регионов ушла значительная часть крупного и среднего бизнеса и начал убегать малый бизнес. Есть этому причины?
Разумеется, объяснить эти явления и экономисты и политологи смогут. Но, как говаривал мой старый учитель Максим Загорулько, "объяснить можно все, оправдать нельзя". А неприглядная задача оправдания лежит, очевидно, на властях России в первом случае и властях Волгоградской области во втором.
Разве не так?
Journal information