Децентрализация реформ.
Экономические реформы правительства Гайдара с самого начала были слишком централизованы. Не только в смысле правового их регулирования, оставлявшего мало свободы действий региональным властям. Но и довольно жестким заданием отраслевых темпов этих реформ.
Излишняя централизация проявлялась и в налогово-бюджетной сфере. Так, в январе-феврале 92-го из совокупности собираемых в области налогов в консолидированный бюджет области поступало менее 40 % их объема. Остальные 60 % налогов плюс все таможенные платежи шли в федеральный бюджет.
К весне, однако, федеральные власти поняли, что принятый изначально уровень централизации преобразований в экономике чрезмерен. Был объявлен и начал реализовываться лозунг "переноса центра тяжести реформ на места".
Но реально он осуществлялся по принципу: большая часть ответственности передается на места, большая часть прав остается в центре. Тем не менее, основные реформенные преобразования (процессы приватизации, преобразований в АПК и другие) в регионах ускорились. Увеличилась и доля консолидированного бюджета области в общей доле налогового пирога с 40 % (на начало года) до 50-55 % к осени 92-го.
Перенос центра тяжести реформ в регионы привел к тому, что на начальной стадии скорость этих реформ и их последствия заметно отличались от региона к региону. Готовясь к очередной сессии облсовета я проработал общероссийский статистический справочник и выписал оттуда данные по нашей области и средние по России. Сравнение, в частности, показало, что темп роста цен в нашей области за семь первых месяцев 92-го был меньше среднероссийского на 41 %, а темп роста денежных доходов населения отставал от среднероссийского на 22 %. То есть, народу в нашей области в тот год было чуть полегче, чем в среднем по России.
Основная заслуга в этом, на мой взгляд, принадлежит Шабунину. По его инициативе, в частности, весь 92-й из областного бюджета шли большие дотации производителям хлебной и молочной продукции. Под условие соответствующего сдерживания цен.
Заглядывая на годы вперед замечу, что темп падения ВРП (валового регионального продукта) в Волгоградской области в 1992-93 годах было несколько меньше темпа падения ВВП России, в 1994-м наоборот – заметно больше, но в 1995-97 годах – опять несколько меньше и в 98-м – больше. Начиная с 1999 года, когда начался рост экономики России, ВРП нашей области рос практически всегда несколько медленнее российского ВВП.
Journal information