Неудавшийся нефтяной мегапроект.
Еще в 1990-м или начале 1991-го Шабунин вошел в контакт с французской нефтяной компанией "Эльф-Акитен" и вместе с ней стал продвигать проект по добыче нефти на левобережье Волги (в основном – в Николаевском и Быковском районах). Глубина залегания пластов этой нефти – примерно 5000 метров. Нефть – с высоким содержанием серы. Проектом предполагалось создать СП и добыть порядка 100 млн. тонн нефти за 20 лет.
Для реализации этого проекта с французской стороны была создана фирма "Эльф-Нефтегаз", а с российской (администрацией области) – АО "Интернефть". Последнюю в начале 1992-го возглавил ушедший в отставку с поста зампредоблсовета Юрий Котляров. Предполагалось, что эти две фирмы создадут СП, которое займется разведкой и добычей нефти на левобережье Волги в рамках системы СРП (соглашения о разделе продукции). Договор типа СРП между этими фирмами был одобрен указом Президента от 04.02.1992г.. Но в рамках действовавшего тогда законодательства требовалось еще и одобрение региональными властями. Причем не исполнительной, а представительной ветвью власти.
Подготовка этого вопроса в комиссиях облсовета длилась долго. Возражали, в основном, организации экологического профиля и их представители в облсовете и ряд депутатов "демократического" крыла. Малый совет 04.06.1992г. после 7-часовых бурных дискуссий с участием представителей экологических организаций и многих не входящих в МС депутатов принял положительное решение. На основании которого я подписал лицензию АО "Интернефть" на право пользования соответствующими участками недр. Мои действия были оспорены областному прокурору Буланкову несогласными с решением МС депутатами. Но прокурор подтвердил полную правомочность моих действий.
Однако, законодательства о режимах работы в системе СРП тогда еще не существовало. И в правительстве было организовано совещание по вопросу ускорения его принятия. Вел заседание вице-премьер Шохин. Должен сказать, что более неуверенного в своих суждениях и действиях чиновника я до этого дня никогда не видел. И это при том, что он был членом команды Гайдара. Трехчасовое совещание кончилось ничем. И законодательству о СРП старт дан не был. Реально федеральный закон о режиме СРП был принят гораздо позднее – только к началу работ по проекту "Сахалин-1".
Так неудачно и закончилась эпопея с освоением нефтяных месторождений левобережья. Второй наш губернатор этот вопрос уже не поднимал. А жаль. Бюджет области пополнялся бы весьма прилично налогами от добычи примерно 5 млн. тонн нефти в год. Что немаловажно с учетом заметного сокращения волгоградским ЛУКойлом добычи нефти в нашей области и его перерегистрацией как налогоплательщика в другой регион. Да и депрессивные районы левобережья расцвели бы. Не судьба.
Journal information