Весенний кризис 1993-го и референдум.
В политической жизни нередко бывает так, что чье-то не очень публичное действие встречает яркий публичный отпор. Винить в таких случаях в разжигании конфликта второго? Или первого? Личная позиция в столь неопределенных ситуациях может частично формироваться под воздействием впечатлений от предшествующих контактов с главными действующими лицами конфликта.
О контактах с президентом Ельциным я уже писал (на фуршете по случаю подписания Федеративного договора и в разговоре "за Шабунина" в Нижнем летом 1992-го). Прямой контакт с председателем ВС Хасбулатовым у меня был только один. В начале февраля 1993-го он приезжал в Волгоград по случаю 50-летия завершения Сталинградской битвы. Тогда удалось "выпросить" дополнительное финансирование на завершение строительства Кардиоцентра.
Но главное впечатление осталось от процедуры согласования программы его визита. Она проводилась им из положения лежа в штиблетах на гостиничной кровати в форме безальтернативных указаний. И без зрительного контакта. Как это делал бы, в моем представлении, любой реальный покоритель России.
Такие личности как Ельцин и Хасбулатов, даже временно объединенные историей в борьбе за власть, должны были бы неизбежно со временем вступить в борьбу за власть и между собой. Нечто подобное и произошло в марте 1993-го. На фоне усиливающегося падения экономики под предводительством уже правительства Черномырдина и роста протестных настроений в народе.
Сначала собравшийся в марте очередной Съезд отменил свое декабрьское постановление о стабилизации конституционного строя. Предусматривавшего проведение референдума по основным положениям будущей Конституции. Зачем отменил – не понятно.
В ответ Ельцин в своем выступлении по ТВ заявил о приостановлении действия Конституции (многократно правленой в 1990-92 гг. Брежневской) и введении особого (?) порядка управления. Не подкрепленным, как позже выяснилось, соответствующим указом.
Возглавляемый тогда Зорькиным Конституционный суд на основании только телезаявления Президента счел такой шаг основанием для его импичмента.
Собравшийся внеочередной Съезд поставил этот вопрос на голосование. За импичмент проголосовало менее 2/3 от общего числа депутатов, хотя и ощутимо более 2/3 голосовавших. Импичмент не состоялся. Думаю, что эту точку бифуркации Россия прошла удачно. Представим себе, что пришли все депутаты и импичмент состоялся бы. Президент – Руцкой? Опыт показал, что в России еще ни один генерал даже областью не смог управлять с пользой для нее. К тому же я неоднократно с ним контактировал и уверен, что на роль президента он однозначно не подходил.
Съезду и президенту пришлось пойти на компромисс. Выразившийся в назначении на конец апреля референдума с вопросами:
1. Доверяете ли Вы Президенту РФ Б.Н. Ельцину?
2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 года?
3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?
4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?
Понятно, что в совокупности этих вопросов немало избирателей могло бы запутаться. Поэтому президентской стороной была запущена рекламная "подсказка": да – да – нет – да.
Если считать от числа голосовавших, то президент официально победил по всем вопросам референдума. Причем по 3-му – всего лишь одним процентом голосов. Однако, по действовавшему тогда законодательству по двум последним вопросам нужны были голоса не менее половины всех избирателей, а не только голосовавших. То есть, нужные президенту решения по 3-му и 4-му вопросам народом приняты не были. Возникшая неопределенность заставила президента действовать рациональнее.
Journal information