Морозов Александр Гавриилович (moralg) wrote,
Морозов Александр Гавриилович
moralg

На Переломе. 14. Вторая волна суверенизации в России.

Продолжаю выкладывать главы своей книжки "На Переломе".

Клубок интересов, противоречий и амбиций.

  Во всей новейшей истории России только очень короткие промежутки времени роль относительно полноценной законодательной власти играл парламент. Такое, кажется, было летом 1917 года и однозначно – в 1990-93 годах. Остальное время полноценным законодателем был верховный правитель – царь, политбюро ЦК КПСС, президент. А парламент (верховный совет или государственная дума) выполняли функцию представительного органа с фактически совещательным статусом.

      В июне 1991 года Россия стала президентской республикой. С парламентом, имеющим годовой опыт самостоятельной работы. Путч ГКЧП, острейшая необходимость радикального реформирования экономики и задача сохранения единства многонациональной России примерно на полтора года притормозили развитие борьбы между президентом и парламентом за роль главного законодателя. Тем более, что весь 1992-й Ельцин официально выполнял роль председателя правительства (главы исполнительной власти).

      С передачей этой функции Черномырдину на декабрьском 1992 года Съезде Ельцин пошел путем, который диктовал ему весь его жизненный опыт. Опыт первого секретаря. Имеющего возможность стать генеральным. Другими словами – стать главным законодателем государства. Но почувствовавшие вкус той же власти Съезд и Верховный Совет свои позиции сдавать не хотели. В этом, на мой взгляд, и состоит природа конфликта между Съездом и Президентом. Завершившегося победой Президента в октябре 1993 года.

      А в стране помимо этого, чисто "верхового", конфликта продолжал развиваться лишь приторможенный Федеративным договором (ФД) процесс суверенизации регионов. Который (ФД), кстати, не подписала не только Чечня, но и Татарстан. И который оказался существенно различным для республик и русских краев и областей.

      В экономическом плане сепаратизм в первую очередь выразился в том, что республики практически перестали перечислять налоги в федеральную казну. Так, Татарстан и Башкортостан в 1992 году перечислили в федеральный бюджет менее 1 (одного) процента собранных на их территориях налогов. Аналогично поступали и другие республики. А края и области перечисляли в центр по 55-60 % собранных ими налогов.

      Существенно в экономическом плане отличается и текст ФД с республиками от текста ФД с краями и областями. В 3-ей статье республиканского ФД говорится: "Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик.". Ничего подобного в ФД с краями и областями нет. И, тем самым, все перечисленное в краях и областях является федеральной собственностью. Из этого факта следует, что республики между собой и федеральными властями состоят в конфедеративных отношениях. А края и области в своих отношениях с центром фактически образуют унитарное подмножество России.

     Президент, по факту, не противодействовал этому положению вещей. Более того, он учредил Совет глав республик и довольно часто собирал его. Не приглашая на него глав краев и областей. Реакция краев и областей на эти процессы не заставила себя долго ждать.

  К середине 1993 года республиками себя объявили Вологодская, Свердловская и Челябинская области, а также Приморский край.Причем в Свердловской области решение о переходе региона на республиканский статус было принято на референдуме 83 % пришедших на референдум или 55 % списочного состава избирателей. И это в области, которую Президент возглавлял более десятка лет! На начало осени референдумы по этому же вопросу были назначены еще в ряде краев и областей.

      Обсуждение подобных перспектив вели многие губернаторы и председатели регсоветов на своих тусовках вне Москвы. Мы же с Шабуниным не сочли нужным возбуждать обсуждение этого вопроса внутри Волгоградской области. Таким образом, к лету 1993 года в России назрел комплексный политический кризис.

     
В центре основной его компонентой была борьба за роль главного законодателя. Между Президентом и тогдашним парламентом. Республиканские элиты боролись за сохранение привилегированного статуса контролируемых ими территорий. А элиты краев и областей – за выравнивание экономических и политических прав возглавляемых ими регионов с соответствующими правами республик и, тем самым, за симметризацию Российской Федерации. В этот момент Президент и созвал Конституционное совещание.


Tags: На Переломе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Чем могу быть полезен?

    Еще Козьма Прутков говаривал: Специалист подобен флюсу, полнота его одностороння. К середине 1980-х я тоже стал подобен флюсу, что было…

  • Как Пушкин проиграл колхозницам...

    В Русском музее внимательно изучили картину Петрова-Водкина "Колхозницы". И обнаружили, что... И обнаружили, что под слоем красок этой…

  • Огонь протуберанца и корональный дождь.

    Говорят, что можно бесконечно смотреть на бегущую воду, огонь и еще что-то. В воду можно даже окунуться. А на огонь можно только любоваться.…

promo moralg march 5, 03:01 29
Buy for 20 tokens
Многие из нас вздрагивают, когда дорогу нам перебегает черная кошка. Но неприятных последствий обычно не возникает и мы быстро забываем о ней. Но два дня назад на северо-восток США обрушилась очередная буря и совершила совсем не очередное действо - сломала дерево, которое 227 лет назад посадил…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments