Морозов Александр Гавриилович (moralg) wrote,
Морозов Александр Гавриилович
moralg

На Переломе. 14. Вторая волна суверенизации в России.

Продолжаю выкладывать главы своей книжки "На Переломе".

Клубок интересов, противоречий и амбиций.

  Во всей новейшей истории России только очень короткие промежутки времени роль относительно полноценной законодательной власти играл парламент. Такое, кажется, было летом 1917 года и однозначно – в 1990-93 годах. Остальное время полноценным законодателем был верховный правитель – царь, политбюро ЦК КПСС, президент. А парламент (верховный совет или государственная дума) выполняли функцию представительного органа с фактически совещательным статусом.

      В июне 1991 года Россия стала президентской республикой. С парламентом, имеющим годовой опыт самостоятельной работы. Путч ГКЧП, острейшая необходимость радикального реформирования экономики и задача сохранения единства многонациональной России примерно на полтора года притормозили развитие борьбы между президентом и парламентом за роль главного законодателя. Тем более, что весь 1992-й Ельцин официально выполнял роль председателя правительства (главы исполнительной власти).

      С передачей этой функции Черномырдину на декабрьском 1992 года Съезде Ельцин пошел путем, который диктовал ему весь его жизненный опыт. Опыт первого секретаря. Имеющего возможность стать генеральным. Другими словами – стать главным законодателем государства. Но почувствовавшие вкус той же власти Съезд и Верховный Совет свои позиции сдавать не хотели. В этом, на мой взгляд, и состоит природа конфликта между Съездом и Президентом. Завершившегося победой Президента в октябре 1993 года.

      А в стране помимо этого, чисто "верхового", конфликта продолжал развиваться лишь приторможенный Федеративным договором (ФД) процесс суверенизации регионов. Который (ФД), кстати, не подписала не только Чечня, но и Татарстан. И который оказался существенно различным для республик и русских краев и областей.

      В экономическом плане сепаратизм в первую очередь выразился в том, что республики практически перестали перечислять налоги в федеральную казну. Так, Татарстан и Башкортостан в 1992 году перечислили в федеральный бюджет менее 1 (одного) процента собранных на их территориях налогов. Аналогично поступали и другие республики. А края и области перечисляли в центр по 55-60 % собранных ими налогов.

      Существенно в экономическом плане отличается и текст ФД с республиками от текста ФД с краями и областями. В 3-ей статье республиканского ФД говорится: "Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик.". Ничего подобного в ФД с краями и областями нет. И, тем самым, все перечисленное в краях и областях является федеральной собственностью. Из этого факта следует, что республики между собой и федеральными властями состоят в конфедеративных отношениях. А края и области в своих отношениях с центром фактически образуют унитарное подмножество России.

     Президент, по факту, не противодействовал этому положению вещей. Более того, он учредил Совет глав республик и довольно часто собирал его. Не приглашая на него глав краев и областей. Реакция краев и областей на эти процессы не заставила себя долго ждать.

  К середине 1993 года республиками себя объявили Вологодская, Свердловская и Челябинская области, а также Приморский край.Причем в Свердловской области решение о переходе региона на республиканский статус было принято на референдуме 83 % пришедших на референдум или 55 % списочного состава избирателей. И это в области, которую Президент возглавлял более десятка лет! На начало осени референдумы по этому же вопросу были назначены еще в ряде краев и областей.

      Обсуждение подобных перспектив вели многие губернаторы и председатели регсоветов на своих тусовках вне Москвы. Мы же с Шабуниным не сочли нужным возбуждать обсуждение этого вопроса внутри Волгоградской области. Таким образом, к лету 1993 года в России назрел комплексный политический кризис.

     
В центре основной его компонентой была борьба за роль главного законодателя. Между Президентом и тогдашним парламентом. Республиканские элиты боролись за сохранение привилегированного статуса контролируемых ими территорий. А элиты краев и областей – за выравнивание экономических и политических прав возглавляемых ими регионов с соответствующими правами республик и, тем самым, за симметризацию Российской Федерации. В этот момент Президент и созвал Конституционное совещание.


Tags: На Переломе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Чем могу быть полезен?

    Еще Козьма Прутков говаривал: Специалист подобен флюсу, полнота его одностороння. К середине 1980-х я тоже стал подобен флюсу, что было…

  • Вера в ЕР побеждает лишь в первой молитве...

    Любопытный фактор выявился в ходе прямых губернаторских выборов 2018 года. Выборы прошли в 22 регионах. Из них в 18-ти в первом же туре выиграли…

  • Неисповедимы пути эволюции...

    То, что конечности животных и человека являются плодом эволюции плавников рыб, очевидно даже младшим школьникам. Но даже взрослым дядям и тетям вряд…

promo moralg march 5, 03:01 25
Buy for 20 tokens
Многие из нас вздрагивают, когда дорогу нам перебегает черная кошка. Но неприятных последствий обычно не возникает и мы быстро забываем о ней. Но два дня назад на северо-восток США обрушилась очередная буря и совершила совсем не очередное действо - сломала дерево, которое 227 лет назад посадил…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments