Экономическая политика.
Вопросы бюджетно-налогового комитета в то время занимали до половины повестки дня заседаний облдумы. Поэтому я предложил Семергею разделить комитет на два. Один – по бюджету, точнее по его расходной части. Другой – по налоговой и экономической политике, то есть, по доходной части бюджета.
На пост председателя бюджетного комитета предложил Владимира Попова – бывшего главу Дзержинского района. Он вплоть до 4-й облдумы включительно и возглавлял бюджетный комитет. Осенью 1994-го разделение комитета было утверждено думой. А к тематике комитета по экономической политике добавили еще и экологическую. Наверное потому, что разработанная мною со товарищи в ВолГУ математическая модель выбросов промпредприятий Волгограда и Вожского была в те времена достаточно хорошо известна.
Работы нашему комитету было под завязку. Первая часть Гражданского Кодекса заработала только в 1995-м. Не было многих федеральных законов, регулирующих работу различных субъектов экономики. Промышленность и экономика в целом продолжали падать. И как то надо было сдерживать это падение. Начали с вопросов регулирования. И здесь я попытаюсь хотя бы фрагментарно осветить эту работу. В части принятия областных законов порой задолго до принятия соответствующих федеральных.
Закон "О ломбарде (без статуса кредитного учреждения)" был принят в январе 1995-го и прекратил попытки ломбардов давать займы населению без залога ценных вещей. Соответствующий федеральный закон появился только в конце 90-х.
Закон "О лицензировании риэлтерской деятельности на территории Волгоградской области" заставил практически всех посредников на рынке жилья (по советски – маклеров) выйти из тени. Поскольку сделки по жилью, сопровождавшиеся не лицензированными риэлтерами, на территории области в соответствии с этим законом перестали регистрироваться. Федеральное законодательство, регулирующее этот сектор услуг, появилось заметно позднее.
Закон "О Волгоградских государственных ценных бумагах" позволил областному бюджету прозрачным способом привлекать ресурсы местных финансовых структур в периоды дефицита бюджета.
Законы "О кредитных потребительских кооперативах в ВО" (сентябрь-95) и "О сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в ВО" (апрель-97). Принятие этих законов сделало Волгоградскую область по факту лидером в России по развитию кредитно-потребительской кооперации. Федеральный закон о кредитных потребительских кооперативах появился только в начале нулевых годов.
Под эти законы в комитете экономики АВО было создано специальное контрольное подразделение. Деятельность которого прекратилась лишь после появления соответствующих федеральных законов и контролирующих структур. И лишь через несколько лет после упразднения этого контрольного подразделения начались скандалы с рядом недобросовестно работающих кредитных кооперативов.
Закон "О защите прав граждан в системе негосударственного пенсионного обеспечения в ВО" (март-95) заблокировал попытки структур с соответствующими самоназваниями возбудить новую волну финансовых пирамид. Сделано это было весьма своевременно – только в 1994 году в нашей области было зарегистрировано около 30 негосударственных пенсионных фондов". К концу 1995 года их число сократилось до 4-х, из которых лишь один получил федеральную лицензию. А федеральный закон о НПФ появился только в мае 1998 года. И, как минимум, на три четверти в смысловом плане совпадал с нашим областным. Так, по крайней мере, утверждали первые руководители федеральной инспекции НПФ при Минтруда, возникшей в 1995 году.
Закон "О налоговых льготах инвесторам на территории ВО" и ежегодные законы "О налоговой системе на территории ВО на 199№-й год" создали такую налоговую систему, которая давала дифференцированные налоговые льготы по налогам на прибыль и имуществу предприятиям, обеспечивающим прирост производства и сбыта продукции. Давала в автоматическом режиме по факту прироста, а не по коррупциогенным соглашениям с администрацией ВО.
Этими законами реально пользовались около 40 средних и крупных предприятий области. Что подтверждал Владимир Кабанов, работавший в то время первым вице-губернатором. Особенно эффективно – в химической отрасли (Химпром, Каустик, ЗОС и ряд других). Уже 2-я облдума в конце 1999-го отменила эти законы и заменила их законом о "поддержке инвестиционной деятельности".
Последний давал налоговые льготы не в автоматическом режиме по факту роста производства, а по соглашениям инвесторов с АВО. Результат этой новации можно продемонстрировать таким примером – по этому закону в 2007 году 99 % объема всех налоговых льгот в области получила известная всем в области нефтяная компания Лукойл.
Но особо серьезные дискуссии и неоднозначное восприятие вызвали закон "О порядке создания зон экономического развития на территории ВО" (июнь-97) и законы по конкретным ЗЭР. Коих было учреждено около полутора десятков. Этими законами гарантировалась неизменность условий работы созданных ЗЭР на протяжении десяти лет с момента принятия закона о создании конкретной ЗЭР.
Порядка половины из заявленных и узаконенных ЗЭР реально не заработали. Но другая половина получила развитие. В том числе, в Алексеевском районе, на двух производствах на "ВгТЗ", на "Баррикадах", на заводе "Красный Октябрь", и другие.
Особо впечатляющим оказался результат работы ЗЭР на "Красном Октябре". В год принятия закона (1998) на этом предприятии было выплавлено 77 тысяч тонн стали, в 1999-м выплавка возросла более чем вдвое, а в 2006 году составила 715 тысяч тонн. Должен отметить, что в идеологическом плане во многие областные экономические законы существенный вклад внесли депутаты Вадим Новиков и Эдгард Богуславский.
Достаточно подробно основные принципы законодательства о стимулирующих рост производства налоговых льготах и о зонах экономического развития, а также анализ экономической эффективности этого законодательства на примерах конкретных предприятий и в целом по области приведены в статьях "Зоны экономического развития привлекают капитал в реальный сектор экономики" ("Деловой вторник в Волгограде" от 09.06.98.), "Зоны, как точки опоры" ("Волгоградская трибуна" от 31.03.2000.) и заметно позднее в ряде статей Вадима Новикова, Сергея Сазонова и других, опубликованных в экономических журналах.
К сожалению, базовый закон о ЗЭР в начале нулевых был отменено 2-й областной думой и новые ЗЭР уже не возникали. А старые продолжали отрабатывать свои 10 лет.
В конце 90-х журнал "Эксперт" опубликовал рейтинг экономического законодательства регионов. Волгоградское попало в пятерку лучших. Если мне не изменяет память, оно было третьим.
Уже с середины 1996-го многие экономические законы стали проходить с большим скрипом. А некоторые и блокировались изначально. Дело в том, что в устав области по моей инициативе еще в 1994 году было внесено положение о ротации (сменности) половины состава облдумы в середине ее полного срока полномочий с тем, чтобы уже набравшаяся опыта половина депутатов передавала свой опыт половине вновь избранных новичков
Поэтому в начале 1996-го в областной думе стало 48 депутатов вместо 32. Так, чтобы при очередных выборах взамен 32 уходящих пришло 16 новых. И наступил бы стационар в 32 депутата. В результате первых же промежуточных выборов в облдуму в числе 16 новичков пришли в основном представители КПРФ и близких им по духу аграриев. Что привело не только к торможению в принятии многих задуманных экономических законов, но и к отмене ротационного принципа формирования облдумы.
Journal information