О дальнейшей эволюции его точки зрения на Конституцию можно судить по многим эпизодам. Остановлюсь лишь на двух.
1. Конституция утверждает, что система органов власти субъектов федерации устанавливается этими субъектами самостоятельно в соответствии с ... федеральными законами (статья 77). Абсолютно все субъекты в 90-х установили выборность своих глав (губернаторов и президентов) народом. Но федеральный закон после Бесланской трагедии установил их фактическое назначение Президентом России. И абсолютно все субъекты вынуждены были с этим согласиться. Казалось бы, Конституция не нарушена. Но тот факт, что в результате этого шага Российская Федерация превратилась в Унитарную Россию (другими словами - в Российскую империю) КС не заметил.
2. Эволюция избирательного законодательства привела к тому, что Государственная дума стала избираться только по партийным спискам. Тем самым, гражданин России потерял закрепленное за ним статьей 32 Конституции право быть избранным в Государственную думу без одобрения этого права партийными бонзами зарегистрированных Минюстом партий. КС этого нарушения Конституции тоже не заметил.
И вот сегодня председатель КС Зорькин выступил в Российской газете. Он четок в своих рассуждениях, призывающих к неукоснительному соблюдению закона. Именно закона, а не Конституции. Закона, формально почти не нарушившего букву, но растоптавшего дух Конституции. И даже говорит: "Нужна сила, способная предотвратить перерастание митинговой стихии в эксцессы, чреватые новой угрозой самому существованию нашей государственности.".
P.S. В 90-х я был весьма высокого мнения о человеческих качествах Валерия Зорькина. Возможно, что и сейчас они не исчезли. Но описанное выше ярко демонстрирует тезис "Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно.".
Journal information